{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=621|float=left}
При разговоре с первостроителями, которые начинали строить Смоленскую АЭС и город Десногорск, я часто слышал фамилию водителя Петухова Вячеслава Петровича. И все они говорили, что он, а также Валентин Мухин и прораб Владимир Морозов были тут самыми первыми. «Петухов… Петухов… — стал вспоминать я. — Это случайно не тот, который когда-то возил главного инженера Десногорского монтажного управления треста «Центроэнергомонтаж» Пчелинцева Вячеслава Алексеевича?»
И вот как-то при встрече я у него спросил:
— Вячеслав, говорят, что Вы тут были одним из первых?
— Я был не одним из первых, я был тут самый первый. Тут вообще никого и ничего не было, когда мы с Валентином Мухиным приехали сюда.
— Это как же?
— А вот так. Родился я в Челябинске в 1946 году, 7 ноября.
— Очень знаменательная дата.
— Конечно. В советское время, когда считали дни до этого праздника, я всегда говорил, что это считают дни и до дня моего рождения. Жил, учился, работал, женился я в этом городе, естественно, отслужив три года в рядах Советской Армии. Служил в Москве. Сейчас эта часть называется — первая отдельная стрелковая бригада охраны Министерства обороны и Генерального штаба РФ. Сержант, командир отделения технического обслуживания автомобильного парка. В Челябинске, как и в любом областном городе, с жильём было трудно.
И вот где-то в январе 1971 года я чисто случайно читаю в газете «Сельская жизнь» небольшую заметку о том, что в Смоленской области будет строиться атомная станция, будет город и что уже сегодня там закладываются три дома. Тут следует сказать, что жена моя сама родом из города Рудни Смоленской области.
Раздумывали недолго. Вместе со своим сменщиком Валентином Мухиным, с которым мы на тот момент работали в автобусном парке, мы едем сюда. Приезжаем в Смоленск. Расспрашиваем что и где. Никто ничего не знает. Это сейчас о нас знают везде и всюду, а тогда ничего этого не было. Таксисты сказали, что надо ехать в Пречистое. Приезжаем туда. Нам говорят, что всё это где-то в районе Рославля. Едем в Рославль. Оттуда нас направляют в Екимовичи. Приезжаем.
Нас направляют в какие-то вагончики, которые стояли вдоль дороги у нынешнего поворота на Десногорск. В одном были геологи, а в другом какая-то женщина. Представляемся ей, рассказываем что и как. Она нам говорит, чтоб мы ехали опять в Рославль на ТЭЦ, там нам всё объяснят. Снова возвращаемся в Рославль. Директор Рославльской ТЭЦ нас выслушивает и говорит, что нам надо ехать в Смоленск, в трест «Смоленскэнергострой». Опять возвращаемся в Смоленск, приходим в этот трест. Нас сразу принимают на работу на строительство Смоленской АЭС и направляют в автобазу этого треста, которая находилась там же, в Смоленске.
Представляете, никакого строительства нет, а 2 апреля 1971 года мы уже приняты на работу на этот объект. Месяц мы поработали в Смоленске, а после майских праздников стали работать непосредственно здесь. Возил я первого прораба стройки Морозова Владимира, а Валентин Мухин — первого главного инженера стройки Кузнецова Анатолия Матвеевича. Позже приходилось возить руководителей самых разных рангов, и рабочих приходилось возить. Работал и на большегрузных машинах. Кстати, возил из Москвы и санкабины для первых трех девятиэтажек нашего города, которые строили «цэмовцы»
— Как решался вопрос с жильём?
— Вначале снимали квартиру в Екимовичах, потом жили на ПДУ, а 30 декабря 1972 года я получил квартиру в первом сданном в эксплуатацию доме города Десногорска – это дом № 11 в первом микрорайоне, где живу и сегодня. В 1976 году уехал на БАМ.
— Чего так?
— Работы шли тут на тот момент как-то не очень энергично. Скучновато стало.
— Вот только замахнулись вы больно сильно. С одного края страны на другой.
— Романтика…
— Теперь такого слова не знают. И что делали там на БАМе?
— Есть в тех краях посёлок Лена. Оттуда начинается БАМ. Шли на восток. Я работал на машине в автоколонне №161. Отсыпал грунт по берегу озера Байкал для временной грузовой дороги в обход скал, пока там пробивали тоннель для железнодорожной трассы, чтобы на другой стороне скалы продолжали строить железнодорожную насыпь. Чтоб не было остановки. Работали вахтовым методом – неделю по 12 часов я, а неделю мой сменщик.
В 1980 году вернулся в Десногорск. Работал в ПМК, в МосСАЭМе, в ОГМе. А в феврале 1988 года по рекомендации Анатолия Домоховского, который возил начальника ДМУ ЦЭМ Венкова Бронислава Николаевича, был принят на работу в Десногорское монтажное управление треста «Центроэнергомонтаж», где и проработал до декабря 2001 года. Вначале возил главного инженера Пчелинцева, а потом других главных инженеров этого управления. Потом перешёл работать в частную фирму.
— В августе 1971 года День строителя отмечали?
— А как же! В этот день кто жил в Рославле, тот уехал туда, а остальные праздновали здесь. Этих остальных в кузов моей машины ЗИЛ-157 уместилось как раз на две лавочки вдоль бортов. Вот сколько нас было тогда! Поехали на берег Десны. Ну, а там всё как положено.
— Никогда не жалели, что приехали сюда?
— Никогда! Вот был такой лозунг: «Живёшь на Смоленщине — будь строителем!» Помните такой, да? А вторая часть его звучала так: «Живёшь на Смоленщине — носи резиновые сапоги!» Я же знал, что еду на стройку. Мы были тогда молоды, да и время тогда было дружное и весёлое.