Уполномоченный по правам человека в Смоленской области — о нарушении прав граждан в сфере ЖКХ

{phocagallery view=category|categoryid=44|imageid=1055|float=left}

Для большинства граждан, и это совершенно очевидно, расходы, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг являются наибольшим бременем для семейного бюджета. В связи с чем, отсутствие в данной сфере четкого порядка, регламентирующего соответствующие процедуры и наличие информационного вакуума, влекут множество нареканий со стороны населения. В большинстве случаев, такие жалобы граждан носили коллективный характер и были абсолютно обоснованными.
Практика применения новых Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 и вступивших в силу с 01.09.2012г., еще, пожалуй, не достаточна, чтобы делать абсолютные выводы относительно гарантированности обеспечения прав граждан.

При этом общий анализ нововведений и начало их правоприменительной практики уже позволяют обозначить возникновение проблем, с которыми сегодня сталкиваются жители многоквартирных домов при потреблении и оплате жилищно-коммунальных услуг.
С началом нового отопительного периода стали поступать обращения граждан в связи с не проведением управляющими организациями перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению при подключении многоквартирного дома к централизованному теплоснабжению не в день начала отопительного периода, а в соответствии с утвержденным графиком.
В силу положений глав IX, X Правил, в случае, если многоквартирный дом подключается к теплоснабжению не в день начала отопительного периода, а позже жильцы вправе требовать перерасчета за не предоставленную коммунальную услугу по отоплению вплоть до того времени, когда дом фактически будет подключен к теплоснабжению. Вместе с тем, имеются определенные трудности в практическом осуществлении перерасчета платы за отопление.
В связи с чем, принимая во внимание, что, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, разъяснения по применению Правил дает Министерство Регионального развития РФ, Уполномоченным подготовлен и направлен соответствующий запрос Министру Регионального развития РФ.
На сегодняшний день одной из наиболее сложных проблем для населения является возможность осуществить коммунальные платежи до установлено 10-го числа каждого месяца. К нам приходит много жалоб от граждан, которые являются добросовестными плательщиками. Они жалуются на то, что у них не хватает ни времени, ни сил на выстаивание в очередях, дабы осуществить своевременный платеж, так как часть квитанций на оплату коммунальных услуг приходит в лучшем случае 8-го числа и на оплату реально остается всего 2-3дня.
Еще большие сложности возникают у пожилых смолян-пенсионеров, которые просто не успевают получить до 10-го числа свою пенсию. В этой связи, есть смысл изучить и заимствовать опыт наших соседей (Псковская область, Калужская область), где изыскали возможность увеличить сроки коммунальных платежей до 15-го числа и, соответственно снизили социальную напряженность среди населения. Представляется, что следует внимательно изучить указанное Постановление Правительства №354, пункт 66 которого гласит, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы.
Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться людям, заключается в том, что в Правилах установлена обязанность только собственника жилого помещения информировать исполнителя коммунальных услуг о количестве временно проживающих граждан в его квартире. При этом процедура установления фактического количества граждан, проживающих в квартире многоквартирного дома, для целей расчета платы за коммунальные услуги по нормативам потребления отсутствует.
Для многоквартирных домов характерна ситуация, когда реально в жилом помещении проживает больше граждан, чем официально зарегистрировано. Пунктом 42 Правил определено, что при отсутствии индивидуального прибора учета коммунального ресурса, размер платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу определяется исходя из нормативов ее потребления и количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с п.п. «з» п. 34 Правил, потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета. На практике нередки случаи, когда собственники, наниматели помещений не регистрируют новых жильцов и не уведомляют управляющие организации об их появлении, тем самым экономя на оплате коммунальных ресурсов, рассчитываемых по нормативам потребления.
Таким образом, оплачивая меньше, чем потребляя, такие граждане вынуждают распределять возникшую разницу между показаниями общедомовых приборов учета и суммарными показаниями индивидуальных счетчиков на жильцов, квартиры которых оборудованы индивидуальными приборами учета.
В настоящее время управляющими организациями, самими жильцами предпринимаются различные меры по установлению истинного числа проживающих, а не зарегистрированных граждан. Используется поквартирный обход, в том числе с привлечением участковых уполномоченных полиции; вопрос доначисления квартплаты для той или иной квартиры выносится на общее собрание.
Учитывая большую социальную значимость прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, они будут оставаться в с поле нашего постоянного и пристального внимания.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.