Домик, окнами в детство

Нашему Дому пионеров, Дому школьника, Центру развития творчества детей и юношества – 80 лет!
На протяжении нескольких десятилетий менялись официальные наименования, но кто-то из нас определил эти названия метким, душевным, теплым словом – «Домик», «Домик окнами в детство». И это стало вторым, неформальным нашим названием.
«Дом пионеров» — с 1936 по 1941 год – это всего лишь маленькие комнатки в помещениях школ.

В послевоенный период, с 1947 года, директором Дома пионеров был назначен Иван Данилович Исаченков. Ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, сражений под Ленинградом, имевший три ранения, Иван Данилович честно и беззаветно служил своему делу – воспитанию подрастающего поколения, был творческой личностью, обладал неиссякаемой энергией и оптимизмом. 36 лет составил его директорский стаж.
С 1984 по 2016 год мне выпала честь быть его преемником в качестве директора. Это было очень ответственно после такой выдающейся, легендарной, героической личности, каким был Иван Данилович Исаченков. В силу этой ответственности надо было что-то менять в плане учебной, организационно-массовой и хозяйственной деятельности. Иван Данилович был очень скромным человеком. В небольшом здании, по улице Советской, 87, что было отдано под Дом пионеров, он почти все делал своими руками – мастерил скамейки, ремонтировал стулья, штукатурил и красил стены.
Мне было понятно, что первостепенным вопросом был капитальный ремонт помещения. С июня по сентябрь 1984 года мой рабочий день начинался с 8 часов утра на стройдворе. Я ходил вслед за прорабом, мастером, и все спрашивал: «Когда же начнется ремонт? Когда?!». Дом пионеров до этого никогда не был включен в план ремонтных работ. Поэтому приходилось действовать таким способом. И, наконец, мои утренние «вояжи» на стройдвор возымели действие. Начался долгожданный ремонт. Началась замена прогнивших окон, полов, штукатурка стен, зацементировали и покрыли плиткой пол просевшего коридора, подсоединили водопровод, начали ремонтировать неработающее отопление, пристроили входной тамбур, поставили еще одну наружную входную дверь и т.д. Всего не перечесть.
Далее стал вопрос построения структуры учебной и организационно-массовой деятельности. Большинство детей в летний период уезжали в городской детский пионерский лагерь «Орленок» в д. Коски, но многие оставались в городе. Лагерей с дневным пребыванием при школах тогда еще не было. Надо было организовать работу и с этими детьми. Для них мы стали проводить массовые мероприятия в Парке культуры и отдыха. Наша деятельность в плане организации их досуга и стала преддверием для создания при школах лагерей с дневным пребыванием детей. Поэтому в штатное расписание с сентября месяца 1984 года была включена должность культорганизатора, в дальнейшем преобразованная в педагога-организатора.
Мы набирали детей без ограничения в кружки различной направленности: художественной, технической, спортивной, юннатско-биологической и другие.
В этом помещении такой объем кружковой работы было не поместить. Хочется, пользуясь случаем, вспомнить со словами благодарности хотя бы некоторых работников и руководителей кружков: методистов – Черняк Людмилу Юльевну, Филимонову Веру Поликарповну, Пилюшину Нину Александровну, Сергеенкову Светлану Николаевну (работающую педагогом в настоящее время), Бодрову Людмилу Владимировну, Иваниченко Людмилу Борисовну, культорганизатора Дроздецкую Елену Владимировну, руководителей кружков – Мельникова Филиппа Михайловича, Новикова Николая Филосьфьевича, Тарасова Михаила Михайловича, Витковского Виктора Леонидовича, Чернышова Владимира Андреевича, Колобневу Миру Николаевну, Юденкову Елену Михайловну, и нашего знаменитого баяниста Тишкина Анатолия Алексеевича на котором держалось музыкальное оформление всех мероприятий, и многих, многих других.
С 1990 г. нам во временное пользование было выделено здание бывшей вечерней школы по адресу Пролетарская, 55, в котором мы находимся и сейчас. Сюда пришло новое поколение методистов, педагогов, но это уже другая страница нашей истории…
Вскоре, руководством города мне было поручено для строительства нового Дома пионеров в срочном порядке подготовить проект. В кратчайший срок проект был готов, но ему не суждено было осуществиться по разным причинам. Проект положили на полку.
Сегодня Центр развития творчества детей и юношества – многопрофильное учреждение дополнительного образования, занимающееся образовательной, воспитательной и досуговой деятельностью. Ежегодно учащиеся и педагоги Центра проводят и принимают участие более чем в 65 организационно-массовых мероприятиях разного уровня. Наиболее значимые из них – это муниципальные праздники День Учителя, «Учитель года», «Воспитатель года», День Опекуна; городские праздники Проводы русской зимы, День Победы, День защиты детей, День города и другие. Отдельного внимания заслуживает муниципальный фестиваль детского самодеятельного творчества «Радуга», которому в этом году исполняется 58 лет. Центр творчества является областной стажерской площадкой по работе с детскими общественными организациями среди учреждений дополнительного образования области.
Достижения Центра развития творчества детей и юношества по достоинству оценены. Творческие коллективы Центра – неоднократные призеры и лауреаты международных, всероссийских, областных и муниципальных конкурсов.
Дополнительное образование можно отнести к педагогическим феноменам. Оно имеет многолетнюю предысторию, начинающуюся с внешкольных учреждений, а с 1992 года включено в образовательную систему и стало называться дополнительным образованием. От формы внешкольных учреждений дополнительное образование вобрало в себя накопленный потенциал этих учреждений со всеми достоинствами и недостатками, проблемами и противоречиями, традициями и инновациями.
Профессия педагога дополнительного образования – это особая профессия. Она требует особого отличного знания тонкой структуры детской души, умения отдавая – брать, уча – учиться, а главное, понимать и принимать ребенка таким, каким он есть.
Дополнительное – не означает второстепенное.
В современном мире именно дополнительное, неформальное, открытое, персональное образование (так его сейчас называют у нас, и во всем мире) играет все более значимую роль.
Именно такое образование призвано дать ребенку дополнительный навык адаптации к стремительно меняющимся условиям окружающего мира. Дополнительное образование уже сказало и еще скажет свое веское слово в общем образовательном процессе.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.