Бюджет обеспечивает жизнь и развитие города

Наталья Витальевна МАТЮХОВА, начальник финансового управления администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области, рассказала нашему корреспонденту о новом бюджете Рославльского городского поселения.
Начнем, пожалуй, с главного. Бюджет Рославльского городского поселения принят?
— Да, бюджет Рославльского городского поселения принят в установленный Бюджетным кодексом срок, и новый финансовый год мы начинаем, имея утвержденный основной финансовый документ.

Городской бюджет утвержден на очередной финансовый год и плановый период сроком на три года. На 2018 год общий объем доходов составил 119 млн. 230 тыс. рублей, такой же и объем расходов. Бюджет у нас бездефицитный на этот год. На 2019 год доходы запланированы в размере 130 млн. 701 тыс. рублей, расходы – 123 млн. 701 тыс. рублей, на 2020 год доходы и расходы запланированы в сумме 124 млн. 396 тыс. рублей.
— Из чего складываются доходы городского бюджета?
— Доходы бюджета городского поселения состоят из налоговых и неналоговых доходов, а также из безвозмездных поступлений. Налоговые и неналоговые доходы — это налог на доходы физических лиц (НДФЛ); акцизы по подакцизным товарам; единый сельхозналог; налог на имущество физических лиц; земельный налог; доходы от использования и реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Суммы от каждого вида доходов зачисляются в бюджет полностью либо отчисляются по нормативам строго в соответствии с действующим законодательством. Из 119 млн. 230 тыс. рублей на 2018 год у нас неналоговые и налоговые доходы планируются в сумме 85 млн. 341 тыс. рублей (71,6% от общих доходов). Безвозмездные поступления из областного бюджета состоят из дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 32 млн. 713 тыс. рублей и субвенции на выполнение передаваемых полномочий области в сумме 1 млн. 174,7 тыс. рублей (всего 33 млн. 888 тыс. рублей, 28,4% от общих доходов). В течение финансового года по мере распределения субсидий из областного бюджета безвозмездные поступления в бюджет города могут увеличиваться. Ожидаем поступлений средств на ремонт дорог, водопроводных и тепловых сетей, а также на выполнение работ по программе «Формирование современной городской среды».
— Каковы наиболее значимые статьи бюджета, которые необходимо исполнить в первую очередь?
— Все статьи расходов бюджета городского поселения важны, так как обеспечивают решение вопросов местного значения городского поселения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В основном это расходы на жилищно-коммунальное и дорожное хозяйства. Объем расходов на эти статьи занимает в бюджете основное место. Так, расходы на дорожное хозяйство составляют 54 млн. 114 тыс. рублей, или 45,4% от общих расходов, на жилищно-коммунальное хозяйство – 55 млн. 903 тыс. рублей, или 46,9%.
Оставшиеся 7,7% расходов – это расходы на мероприятия в области культуры, физической культуры, социальной политики, расходы на обслуживание муниципального долга, обеспечение деятельности органов местного самоуправления (Совет депутатов, контрольно-ревизионная комиссия) и другие расходы.
— Наталья Витальевна, когда начинается работа над бюджетом на следующий финансовый год?
— Работа начинается в летний период. В июле-августе мы производим согласование налогооблагаемой базы по данным статистики, налоговой службы, департамента бюджета и финансов Смоленской области, и на основании анализа поступившей информации прогнозируем, сколько можем запланировать доходов. Уточняем численность городского населения, протяженность дорог, нормативные документы для начисления налогов на имущество и землю. Профильные комитеты определяют объемы и стоимость работ, которые необходимо выполнить, рассматриваются заявки жителей города. К 15 ноября мы в обязательном порядке должны представить проект бюджета в Совет депутатов Рославльского городского поселения.
— Городской бюджет – составная часть районного бюджета?
— Городской бюджет – отдельная самостоятельная финансовая единица.
— Проект бюджета уходит в Совет на профильную комиссию?
— Порядок рассмотрения и утверждения проекта бюджета городского поселения определен решением Совета депутатов Рославльского городского поселения «О бюджетном процессе в Рославльском городском поселении». После поступления в Совет проект бюджета в первую очередь попадает в комиссию по бюджету (председатель С.И. Лысков). Там происходит основное постатейное обсуждение доходов, расходов бюджета и внесение предложений. Кроме того, Совет направляет проект для дачи заключения в контрольно-ревизионную комиссию, которая рассматривает его на предмет соблюдения бюджетного законодательства и также дает рекомендации. Также проект бюджета направляется каждому депутату Совета депутатов Рославльского городского поселения, эту работу организует аппарат Совета.
— Кто может участвовать в обсуждении проекта?
— Проект бюджета может рассматривать и давать свои замечания и рекомендации любой житель города. Проект финансового документа публикуется в газете «Рославльская правда». Организуются публичные слушания, на которые приглашаются все желающие.
— Какие статьи бюджета вызывают наиболее жаркие споры?
— Обсуждаются все статьи расходов бюджета, так как при достаточно небольшой доходной части бюджета необходимо обеспечить финансирование многих вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности нашего города. При обсуждении бюджета на 2018 год и плановый период на 2019-2020 годы у нас возникло бурное обсуждение расходов, планировавшихся в рамках предоставления субсидий юридическим лицам, оказывающим определенные услуги в соответствии с запросами городского поселения, а также на которые существует утвержденная Советом стоимость услуг. Кстати, пассажирский транспорт городской бюджет не субсидирует, и стоимость проезда Совет не определяет, это прерогатива департамента Смоленской области по тарифной политике.
У нас всего четыре субсидии – на возмещение недополученных доходов по услугам бань, по вывозу жидких бытовых отходов (по домам, где нет канализации), по содержанию многоквартирных домов коридорного типа (общежитий), а также возмещение расходов на содержание мест захоронений. По каждой из них проходили серьезные дебаты, неоднократно собирались рабочие группы. В результате расходы по уборке мусора, очистке дорог в местах захоронения (4 кладбища) были исключены из состава субсидии, была скорректирована субсидия на возмещение недополученных доходов по содержанию многоквартирных домов коридорного типа (общежитий).
Чем субсидии отличаются от обычных расходов бюджета?
— Субсидии тоже являются расходами бюджета, но предоставляются на определенные расходы или на возмещение недополученных доходов в случае их регулирования. При этом проводится отбор юридических лиц, которым такие субсидии могут быть предоставлены и которые обязаны соблюдать ряд условий.
— Каковы субсидии в цифрах?
— Всего на предоставление субсидий юридическим лицам в бюджете городского поселения предусмотрено 15 млн. 287 тыс. рублей, или 12,8% от общих расходов бюджета. Средства выделяются по четырем направлениям. Самая большая субсидия у нас на возмещение недополученных доходов по услугам бань – 10 млн. 200 тыс. рублей. С учетом того, что не планируется повышать тарифы для населения ввиду роста затрат на содержание и ремонт, это реальная цифра. Вторая по величине субсидия на возмещение недополученных доходов по содержанию многоквартирных домов коридорного типа (общежитий) — 3 млн. 402 тыс. рублей. Пока Советом не будет определена стопроцентная стоимость оплаты жилья населением, мы субсидию обязаны предоставлять. На вывоз жидких бытовых отходов тариф не повышался уже несколько лет, с учетом этого субсидия составляет 919 тыс. рублей. И, наконец, возмещение затрат на содержание смотрителей мест захоронений определено в сумме 766 тыс. рублей.

Комментарий
Амбиции выше дисциплины?
Принятие бюджета городского поселения на 2018 год шло нелегко. Некоторые депутаты предлагали пойти на полную отмену субсидирования, а беспартийный депутат Раиса Покотило и в последний день голосования по бюджету настаивала, что это необходимо сделать, поскольку организации, заинтересованные в субсидиях, по ее мнению, не предоставили необходимых сведений.
Если бы не возобладали в итоге прагматизм и элементарная ответственность народных избранников, билет в городские бани стоил бы порядка двухсот рублей, плата за общежития мало отличалась от квартплаты, а кладбища превратились в мусорные свалки. 12 депутатов проголосовали за субсидии, трое воздержались, один выступил против, четверо отсутствовали на заседании.
Мало кому известно, что принятие городского бюджета 2013 года было куда более драматичным, чем нынешнее. Депутаты минувшего созыва, не придя к консенсусу, провалили итоговое голосование. В результате Рославльское городское поселение оказалось единственным муниципалитетом Смоленской области и одним из немногих в стране, который в новом году не имел утвержденного бюджета.
Тут же посыпались ожидаемые ограничения. Было введено временное управление расходами бюджета, финансирование производилось помесячно в размере 1/12 от бюджета 2012 года. Рославль в январе-феврале 2013 года не рассматривался в качестве участника ни в одной областной или федеральной программе. В марте годовой бюджет после долгих депутатских «боданий» был, наконец, принят, и город вновь стал полноправным участником различных программ.
«Принципиальность» ряда депутатов, поставивших свои политические амбиции выше финансовой дисциплины, обошлась тогда городу в недополученные по программам сотни тысяч рублей. И, наверное, жители помнят, что уличное освещение  зимой 2013 года работало строго по часам, а город своевременно не очищался от выпавшего снега. 

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.