Зоя Аркадьевна Дорохова. Моё поколение

{phocagallery view=category|categoryid=33|imageid=739|float=left}

Как много написано о вечно двадцатилетних, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, о ветеранах, которые дожили до светлого дня Победы. И как мало мы знаем о первых десятилетиях после, когда отгремели салюты и люди занялись строительством. Хорошо, что старожилы стали вспоминать на страницах нашей газеты, каким разрушенным был Рославль после оккупации. Но не сам город волшебным образом вновь стал городом-садом. За его возрождением из руин стояли конкретные люди. Люди со своими проблемами, но такие прекрасные в своем порыве сделать все, что в их силах. И зеркалом их дел служит память, материализованная в газетных строчках.

Я приехала в Рославль в 1949 году после окончания московского института по направлению на ВРЗ. Хотя была предупреждена, что еду в разрушенный бомбежками и пожарами город, но то, что предстало перед моими глазами, было почти потрясением. Меня повезли на грузовой машине с моим очень скромным багажом в центр города на будущую квартиру. По пути остался в памяти только Дом ударника, остальное – и по правой, и по левой стороне улиц — руины, одноликие домишки. Только левая сторона квартала Пролетарской улицы в центре города была недавно отстроена: виднелись следы свежей побелки стен, покраски дверей, окон.
Меня привели на квартиру, в которой жил офицер военкомата с женой и сыном, они занимали одну комнату, в другой поселилась я. Хозяйка встретила меня очень по-доброму, угостила чаем. Видя мою растерянность, как-то попыталась успокоить.
Пишу это подробно потому, что поведение, отношение людей тех лет и нынешнего поколения несравнимо, как и жизнь, и характеры людей, с которыми волей судьбы мне пришлось встретиться. Да, кругом разруха, центральная площадь – сплошные воронки от бомбежек, груды кирпича… Но мне видятся лица тех, кто стоял во главе города и организаций, отвечающих за проведение работ по восстановлению Рославля: промышленности, культурно-просветительных мероприятий и работ по налаживанию нормальной жизни в городе.
Свидетелем, а другой раз и непосредственным участником ряда мероприятий была и я по долгу своей работы. Вспоминаю тех, кто существенно влиял на жизнь города во всех ее проявлениях, и почему-то незаслуженно забытых. Это Иванов В.И., Куприянов Е.И., Анисимов Г.С., Кошелев П.И., Абраменков Н.В. – в разное время председатели гор- и райисполкомов; Тишкин А.В., Костеневич И.Т. — редакторы газеты «Рославльская правда»; Григорьев Г.Н., Орловский С.Ф., Калашников Н.И., Самсонов Н.П., Фомченков, Мариенгоф Б.И. — руководители предприятий.
Но отдельной фигурой в этом списке стоит Мусатов Н.П., на протяжении многих лет работавший первым секретарем ГК КПСС. Он, будучи волевым, энергичным, очень работоспособным человеком, оставил большой след в развитии города. Так, строительство городского Дома культуры, библиотеки, хлебокомбината и мясокомбината (два последних, к сожалению, до наших дней не сохранившихся без всякой войны) смогло осуществиться в те времена только благодаря его настойчивости.
Вспоминается случай, который сейчас вряд ли был бы возможен. В 50-е годы в Рославле появились первые телевизоры марки КВН. Купили такой и мои соседи Колесовы, с маленьким экраном, перед которым ставилась стеклянная линза, наполненная водой (она несколько увеличивала экран). В немногие часы работы телевизора к ним в квартиру набивалось народу полным полно: ребятишки сидели на полу, взрослые кто на чем, стояли в проемах дверей.
Вскоре появились телевизоры с большим экраном. Но видимость была неважной, помехи шли постоянно. Объяснялось это тем, что из-за большого расстояния мы были в зоне «неуверенного» приема сигнала. Нужна была телевышка с передатчиком, в первую очередь кабель. Получить наряд и финансирование на приобретение кабеля в те времена из-за дефицита просто было невозможно. В одну из поездок в областной центр Мусатов узнает, что при прокладке кабеля в одном из районов области «телевизионщики» наткнулись на болото и дальнейшую прокладку (чтобы не срывать сроки) повели, отклонившись от болота, оставив там кабель.
Николай Павлович договаривается с «телевизионщиками», чтобы они разрешили достать этот кабель и увезти в Рославль. По возвращении в Рославль идея достать кабель поручается ГК ВЛКСМ, секретарем которого был Мангуби И.А. Он возглавил организацию всей работы. Комсомольцы через две недели вернулись, покусанные комарами и мошкарой, довольные, веселые, с кабелем. Комсомольцы тех лет, участники этой операции, отзовитесь! Хотелось бы узнать подробности проведения этого «мероприятия».
А дальше было проще. Проектирование и установка вышки были поручены ВРЗ (начальник Орловский С.Ф.), а непосредственным исполнителем был Веприк П.П. – талантливый проектировщик и с большим стажем строитель. Так в середине 50-х годов жители Рославля намного раньше других городов области получили возможность смотреть качественное телевидение.
Не могу не вспомнить медиков: Лаврушин И.В., который после закрытия госпиталя остался работать главврачом больницы. Хирург с большой практикой, он проводил сложнейшие операции. Очень часто для того, чтобы подкрепить тяжелобольных из деревень и сел, приносил им бульон из дома. Его жена Багрецова В.А. много лет работала врачом роддома. Скольким женщинам она помогла обрести счастье материнства!
В 1945 году после демобилизации из армии в Рославль приехала Лагуточкина В.Ф., уроженка Брянской области, а в 1953 году после окончания института — Морозова Е.П., уроженка Смоленска. Они так и остались в городе на всю оставшуюся жизнь, проработав много лет одна детским врачом, другая врачом-акушером, заведующей гинекологическим отделением. Низкий поклон вам, дорогие женщины!
Многие годы проработали в больнице и поликлинике Гармотько М.Г., Авдюшина А.И., Конюшко А.И., жива еще память о заслуженном враче, заведующем роддомом Капланском И.А. Это были врачи, фанатически преданные своему делу!
Недавно ушла из жизни Петрушевская Е.М., которая в пятидесятые годы работала секретарем горисполкома, затем долгие годы (ответственная работа) на железной дороге. Удивительно скромная, трудолюбивая, она снискала уважение среди своих сослуживцев, соседей и знакомых.
До сих пор иногда слышишь от молодых, да и средних лет людей, что мол, всегда и все начальство крало и жило богато. Нет! Никто из людей, которых я вспоминала, не нажил себе палат каменных, не оставил кубышек со златом. Многие ушли в мир иной до пенсионного возраста. Нагрузка была большой, кадров не хватало, скромная зарплата, работали далеко за восьмичасовой рабочий день. Подавляющее число работников жили в 2-комнатных квартирах или в частном доме по 4-5 человек на 30 квадратных метрах, с удобствами во дворе.
Не все, конечно, было хорошо. Но эти люди, которых я вспоминала, старались улучшить жизнь. Не всегда это было в их силах. Может быть, из тех далеких пятидесятых годов я кого-то забыла – простите меня, это было так давно, это было в другой жизни и в другом государстве…

От редакции. Благодарим Зою Аркадьевну за интересный рассказ. Обращаемся ко всем: пишите, присылайте в редакцию ваши воспоминания о 50 – 60-х годах, о людях, которые, по вашему мнению, оставили свой след в истории нашего прекрасного города Рославля.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.