Во имя памяти живой

{phocagallery view=category|categoryid=44|imageid=946|float=left}

Есть книги, читать которые без кома в горле невозможно. Это «Блокадная книга» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, это «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» Светланы Алексиевич, это роман-документ «Бабий Яр» Анатолия Кузнецова, это поэма «Бабий Яр» Евгения Евтушенко, это «Черная книга» В.Гроссмана и И.Эренбурга и многие другие публикации. В их число, безусловно, войдет и книга сельской учительницы из Дубровки, внучатой племянницы Ф.М. Достоевского Елены Алексеевны Ивановой «Вызывая огонь на себя», вышедшая в серии «Российская библиотека Холокоста» с подзаголовком «Положение евреев при «новом порядке» гитлеровских оккупантов в 1941-1943 гг.».

Судьба книги не была легкой. На рубеже 1960-1970-х гг., когда Е.А. Иванова собирала материалы о положении евреев при оккупационном режиме и о партизанском подполье, на еврейскую тему было наложено негласное табу. Поэтому только отдельные материалы изредка публиковались на страницах газет «Красная Звезда», «Учительская газета», «Литературная газета» и «Брянский рабочий». Книга, о которой идет речь, появилась в печати уже после смерти ее автора.
{phocagallery view=category|categoryid=44|imageid=945|detail=6|float=left}

Сегодня мало кто знает, что сценарий первого, очень популярного советского телесериала «Вызываем огонь на себя» (1964 г.), посвященного судьбе разведчицы Ани Морозовой и ее товарищей-подпольщиков, был написан на основе собранных Еленой Алексеевной Ивановой документов и свидетельств очевидцев. Мало кто знает и помнит, что именно ее усилиями в нашем городе, в Бухтеевом рву, был установлен памятник евреям, погибшим во время оккупации.
Елену Алексеевну, русского православного человека, глубоко волновала судьба еврейского народа во время Великой Отечественной войны. Последние десять лет своей жизни Елена Алексеевна  записывала рассказы о погибших и свидетельства чудом уцелевших в горниле Холокоста евреев,  собирала документы и фотографии не только о мирных жителях, но и о деятелях еврейского движения Сопротивления.
Елена Алексеевна Иванова не раз приезжала в Рославль. Поэтому есть в этой книге и сведения о тех, кто погиб в Рославльской тюрьме, кто был расстрелян в Бухтеевом рву. Вот, например, рассказ Зинаиды Исаевны Рыскиной:
«Мы живем в Дубровке с 1933 г. Приехали сюда из Рославля… Началась война. Погибла моя сестра Юлия Исаевна, по мужу Щербакова, ранее Торбочкина. Петр, муж Юли, проводил семью до Москвы, а Юля с детьми оттуда уехала в Рославль к свекрови. Свекровь ее говорит: «Ты, Юля, не похожа на еврейку, светлая. Тебя здесь не знают. У тебя маленькие дети. Оставайся здесь с нами…». У Юли мальчику было три года, а девочке только шесть месяцев. Года два свекровь ее сберегла. Но сестра мужа пошла в комендатуру и заявила, что у них прячется еврейка. Раза три полицейские приходили, но свекровь всегда говорила: «Нет у нас никого».
В последний раз ее в подвале нашли и забрали вместе с детьми. Юля сидела с детьми в Рославльской тюрьме… Их расстреляли.
Брат мой Торбочкин Михаил Хаймович погиб на фронте. Он до войны работал на вагоноремонтном заводе в Рославле…
В Рославле погибли три моих двоюродных брата, молодые люди 18-20 лет, еще неженатые: Александр, Михаил и Фанон Давыдовичи Иткины… Когда мать узнала о гибели всех трех сыновей, она вскоре умерла, не вынесла этого…
…Лилю Генуховну Дыманд (по мужу она теперь Егудина) фашисты девочкой в костер бросили. У нее на всю жизнь ноги обожженными остались. Случайно подоспевший партизан спас ее и ее мать-врача…».
Есть в книге и рассказ о жителях деревни Жилинки Рославльского района – семьях Коганов и Арановичей, сведения о родных известного авиаконструктора С.А.Лавочкина.
Упоминаю об этом здесь специально – возможно, в Рославле есть  родственники или знакомые этих людей, которые из книги Елены Алексеевны Ивановой смогут узнать какие-то подробности об их судьбе.
Книга  написана очень простым языком, сохраняющим неповторимую интонацию  тех людей, с которыми беседовал автор. Но эта простота только подчеркивает трагичность рассказов.
«Это бесценный источник как о Холокосте, так и о людях, сохранявших и сохранивших память о нем в годы, когда о еврейских жертвах не принято было говорить публично, становится достоянием общественности», — написал в предисловии к книге Е.А. Ивановой  Илья Альтман,  российский историк, кандидат исторических наук, основатель и сопредседатель научно-просветительского центра «Холокост», вице-президент Межрегионального Фонда «Холокост», профессор РГГУ, ведущий программы «Уроки истории» на центральном телевидении».
Книгу можно почитать в краеведческом отделе Центральной библиотеки им.Н.Рыленкова и в Рославльском историко-художественном музее, где она появилась благодаря журналисту Сергею Дубовскому.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.