И память — на халяву?

{phocagallery view=category|categoryid=62|imageid=2417|float=left}

К рекламе в нашем городе мы давно уже привыкли. Она окружает нас со всех сторон, манит, привлекает, раздражает, информирует. Без нее сейчас никуда, ведь, как известно, реклама — двигатель торговли. Но, как и любое дело, она должна быть профессиональной и грамотной — и с точки зрения русского языка, и с точки зрения смысла. А вот с этим у нас как раз и неважно.
Зайдите в любой магазин, и вы непременно увидите ценник с грамматической ошибкой.

То напишут «солями» вместо САЛЯМИ, то объявят о продаже «ветрины» вместо ВИТРИНЫ, то предложат купить «мидальон» вместо МЕДАЛЬОНА и так далее, и тому подобное. И все это броско, крупно! Начитаешься такого и начинаешь сомневаться потом, как и писать-то правильно.
Но особенно страдают от этого дети. Они, как губка, впитывают все эти ошибки, запоминают намертво, и остается только посочувствовать учителям, которым приходится в школе своих учеников переучивать и бесконечно исправлять в школьных тетрадках такие ошибки.
Реклама в стихах — это вообще караул! Помню, на День семьи нашим уважаемым пожилым парам вручили флажки, выпущенные специально к этому дню, где в стихотворной форме им предложили принять на память «наш поздравок». Установить автора не удалось, скорее всего, этот «поэтический шедевр» просто выудили из интернета, где таких перлов пруд пруди. Но, уважаемые изготовители этого сувенирного флажка, нет в русском языке такого слова! И нужно вообще не обладать никаким языковым чутьем, чтобы не заметить, что эмоциональный оттенок в слове «поздравок» — легковесный, унизительный. Но ведь, наверное, не этого вы хотели?
А сколько есть прекрасных стихов о семье и любви в настоящей поэзии! И если вы действительно хотите уважительно поздравить много лет прожившие в браке семейные пары, возьмите, к примеру, стихотворение ныне забытого, а когда-то очень популярного советского поэта Степана Щипачева, где все просто, ясно и по-русски:
Любовью дорожить умейте,
С годами — дорожить вдвойне.
Любовь — не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Все будет — слякоть и пороша,
Ведь вместе надо жизнь прожить!
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню — нелегко сложить.

И еще один пример не могу не привести. Недавно, в конце октября, когда отмечался День памяти жертв политических репрессий, к тюремному замку на улице Советской пришли после панихиды в Казанско-Пятницкой церкви те, чьи родные люди — матери, отцы, жены, братья, сестры сгинули в сталинских лагерях, кто на себе прочувствовал, что значило быть детьми «врагов народа». Там, как уже писала газета, появилась новая икона «Утоли моя печали». У многих во время возложения к ней цветов в глазах стояли слезы.

И прямо на стене над иконой, над помещенными рядом с ней словами о памяти всех, кого замучили в этом тюремном замке, нагло, крупно, мощно кричало слово ХАЛЯВА.
Понятно желание владельца магазина с таким названием сделать броскую рекламу. Но, во-первых, это слово из блатного жаргона, а если внимательно почитать закон о рекламе, то в ней не должно быть ни «фени», ни «блатняка», ни мата. А, во-вторых, значение этого слова со временем менялось. Оно означало и бесплатное молоко, и стеклянную бутыль, и даже падшую женщину. Сейчас мы употребляем его в одном значении — бесплатно, не прилагая никаких усилий. Скажем прямо: цены в магазине совсем не соответствуют рекламе, то есть нас этим словом попросту заманивают и обманывают.

Но дело даже не в этом. А в том, что это слово на тюремном замке — здании, где, повторюсь, были зверски замучены сотни людей, выглядит оскорбительно. Можете вы себе представить, чтобы слово «халява» появилось у Вечного огня? Или на могилах павших? Так почему кто-то посчитал, что оно уместно здесь, где люди возлагают цветы, где плачут, вспоминая погибших в жуткие годы репрессий и фашистской оккупации? Неужели мы сегодня в погоне за деньгами совсем очерствели сердцем и понятие «выгода» заменило нам слово «совесть»?
Справедливости ради добавлю, что на время митинга у иконы на тюремном замке слово «халява» на правой стене было слегка прикрыто картонкой. Но это не меняло сути — на левой стене слово так и осталось. А сегодня и картонка снята. Иначе говоря, халява вновь празднует победу.
Думается, пора и в рекламе наводить в нашем городе порядок. Например, штрафовать за нарушение закона о рекламе, за допущенные в ней ошибки, за ее размещение в неподобающих местах. Ведь любая работа, в том числе и рекламная, должна выполняться качественно и профессионально, и уж тем более не оскорбляя ни чувств людей, ни хрупкую и святую память
Г. ФЕДОТОВА.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.