140 лет на благо просвещения

{phocagallery view=category|categoryid=64|imageid=2561|detail=6|float=left}

В нынешнем году исполняется 140 лет со дня открытия в Рославле  мужской прогимназии.
Город Рославль. Обозная улица. Здесь, в центре города, на земле, принадлежавшей рославльскому 1-й гильдии купцу Кузьме Игнатьевичу Мухину, было построено двухэтажное каменное здание, ставшее украшением уездного Рославля. Это был подарок потомственного почетного гражданина Кузьмы Игнатьевича рославльскому городскому обществу.
Огромное кирпичное здание гимназии поражало своей величавостью и внушительным видом.

У дверей стояли важные швейцары. Они направляли в класс, в котором должен был состояться экзамен. Показывали, где снять калоши, где повесить фуражку.  Высоченные потолки гимназического рекреационного зала ошеломляли впервые попавшего в здание гимназии. В вестибюле томились чиновники и купцы в ожидании своих воспитанников.  
Как и почему возникло в нашем городе это учебное заведение, давшее стране и миру немало выдающих деятелей науки и культуры? Его история начинается в 1873 году, когда на заседание Рославльского уездного земского собрания слушался доклад земской управы об открытии в городе мужской прогимназии. Штатный смотритель рославльских училищ сообщил, что попечитель Московского учебного округа ввиду доклада министра народного просвещения Государю Императору о весьма значительном числе желающих учиться в гимназиях, но не принятых из-за недостатка вакантных мест, предложил директору училищ Смоленской губернии предоставить соображение, какие уездные города особо нуждаются в открытии мужских прогимназий. Выбор пал на Рославль. По его положению и числу учащихся в существующих в городе училищах, он был «одним из пунктов», в котором могло быть основано такое учебное заведение. Губернская управа согласилась с выбором города как вполне удачным. Возник вопрос: нет ли в городе построек, «которые могли быть обращены в помещение  предполагаемого заведения»?
Рославльская городская Дума, обсуждая открытие мужской прогимназии, приняла решение передать на ее устройство единовременное пособие 5000 рублей. На заседании Думы присутствовал потомственный почетный гражданин Кузьма Игнатьевич Мухин. Он предоставил Думе свое письменное заявление, в котором сообщил, что для открытия прогимназии он жертвует принадлежащее ему место в центре города на Обозной улице. «Кроме сего на приобретение к означенному месту еще других смежных мест 3000 рублей, на разведение сада 500 рублей и на постройку каменного дома 12000 рублей серебром».{phocagallery view=category|categoryid=64|imageid=2562|detail=6|float=right}

Дар был, разумеется, принят. Мухину от городского общества выражена глубочайшая признательность, а городскому голове было поручено ходатайствовать перед высшим начальством об открытии прогимназии в двухгодичный срок, в течение которого общество могло пользоваться пожертвованием Кузьмы Игнатьевича. Если «по каким либо причинам устройство прогимназии не осуществится в течение двух лет, то все изложенное в заявлении считать недействительным…»
40 тысяч кирпичей на постройку здания выделил купеческий сын Галактион Семенович Чепелкин.
1 июля 1874 года в Рославле была учреждена 4-х классная мужская прогимназия. Инспектором был назначен инспектор Смоленской гимназии статский советник Август Львович Нилендер.
{phocagallery view=category|categoryid=64|imageid=2563|detail=6|float=left}

При прогимназии был приготовительный класс. В него принимались дети не моложе 8 и не старее 10 лет. Они должны были знать основные молитвы, уметь читать и писать по-русски, считать до 1000, а также производить сложение и вычитание над этими числами. Преподавали в нем закон Божий, русский язык, арифметику и чистописание. Учителем приготовительного класса  на протяжении многих лет был губернский секретарь, а потом коллежский асессор Николай Андреевич Бучинский, которого в начале 90-х годов сменил коллежский асессор Дмитрий Феоктистович Зуев. Чистописание вел коллежский асессор Ерофей Антонович Бурдаков. Он преподавал и рисование в приготовительном классе.
Для поступления в 1 класс прогимназии нужно было сдать вступительные экзамены по русскому языку, арифметике и географии. Поступающий должен был уметь бегло читать по-русски и церковно-славянски, писать под диктовку, а также  знать четыре арифметических действия над целыми числами. В основном, в I класс поступали дети не моложе 10 лет. А учиться в прогимназии могли «дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания».{phocagallery view=category|categoryid=64|imageid=2564|detail=6|float=right}

Учебный курс гимназии составляли следующие предметы: закон Божий, русский язык, краткие основания логики, математика, математическая география и физика с кратким естествоведением, история, география, немецкий и французский языки, чистописание. С третьего класса изучали греческий язык, а в 4-м – латинский язык. С введением преподавания греческого языка обязательным становилось изучение одного из языков: французского или немецкого. Устав о гимназиях придавал большое значение преподаванию древних языков, в особенности латинского.
Преподавал латинский язык коллежский асессор Юлий Юльевич Нейман. Стоило ему появиться в классе, все оживлялись. Каждый спешил подать учителю ручку. «Второгодники знали все слабости учителя. Они делали все возможное и невозможное, чтобы сократить урок, не дать возможности Юлию Юльевичу войти в гнев и наставить единиц. Юлий Юльевич был чрезвычайно нервным и вспыльчивым наставником и мог натворить много бед плохими отметками…». Но, тем не менее, латынь ученики знали настолько, что в конце учения могли читать в оригинале Юлия Цезаря. Правда, говорить по-латыни не умели, но догадывались, о чем идет речь.
Перемена в плане гимназического преподавания 1890 года коснулась уменьшения уроков по древним языкам, но в увеличении числа уроков по русскому языку и в ведении нового предмета — гимнастики. Гимнастику преподавал поручик Невского полка Андрей Андреевич Цевловский. Учителем же русского языка был надворный советник Василий Ильич Ласкин, кумир гимназистов, и Иван Данилович Четыркин.
Математику преподавали Александр Андреевич Рабчинский и статский советник Василий Демьянович Сакович. Василий Демьянович был очень строг. Его суровый вид производил должное впечатление на окружающих. А еще он был начальником вольного пожарного общества. «В большой каске с султаном, кителе, с горящими огнем пуговицами, в блестящих высоких сапогах – представительный начальник пожарной команды был гордостью гимназистов. В его команде состояли и другие учителя гимназии», но они были лишь его свитой. Василий Демьянович не терпел лености мысли и, вызвав ученика к доске, старался заставить его мыслить логически. Нерадивых он ядовито вышучивал.
Закон Божий преподавал священник Иван Борисович Петровский, с 1908 года – Павел Дмитриевич Ширяев.  
К числу учебных предметов для желающих относилось черчение и рисование за умеренную плату. Гимнастика и пение преподавались всем ученикам бесплатно. По желанию родителей за особую плату воспитанники могли обучаться также музыке и танцам.
Для контроля за состоянием здоровья в гимназии была введена должность врача, которую занимал коллежский советник Владимир Васильевич Пригоровский. Преподаватели урока гигиены – врачи Иван Ильич Ласкин и коллежский советник Владимир Иванович Ильин.
На четвертый год своего существования в гимназии были, кроме приготовительного, четыре низших класса при 120 учениках. Настало время ходатайствовать об открытии при прогимназии 5 и 6 классов. Рославльское земское собрание, помимо отпускаемых ежегодно 1750 рублей, выделить дополнительно какую-либо сумму не имело никакой возможности  из-за отсутствия средств. А местное население остро нуждалось в законченном образовании, тем более что в здании прогимназии свободно мог разместиться шестиклассный состав. Но город не мог принять участия в расходах по содержанию прогимназии, так как при всех своих скудных средствах он тратил на народное образование почти третью часть всех городских доходов. Открытие же двух классов влекло за собой увеличение годового бюджета на 5605 рублей.
Надежды на помощь правительства не оправдались. Попечитель московского учебного округа сообщил, что «ввиду близости г. Рославля к Смоленску и Орлу, и имения в этих городах, а также в Вязьме, гимназий, трудно надеяться на какое бы то ни было денежное пособие из казны на содержание 5 и 6 классов при рославльской прогимназии при настоящем положении государственного казначейства».
Бюрократическая машина Российской империи не была создана для быстрых решений. Процесс сбора необходимых средств и согласования в различных инстанциях занял целых двадцать лет. Несколько лет 4-х классная прогимназия была, вообще, близка к закрытию. Надворный советник и почетный попечитель прогимназии Петр Прохорович Карпачев просил возбудить ходатайство об увеличении числа классов, ссылаясь на то, что число учащихся с каждым годом увеличивается, а с приходом в город Невского полка еще больше увеличится. Ходатайство на этот раз было удовлетворено, и, благодаря главным образом его заботам, в 1894 году 4-х классная прогимназия была преобразована в шестиклассную.
И в этом же году в связи с окончанием трехлетия и отказом Карпачева  вновь принять звание почетного попечителя прогимназии на эту должность был избран уездный предводитель дворянства Николай Федорович Дудинский.
Уже через год земство ходатайствовало о преобразовании прогимназии в полную гимназию, но министерство народного просвещения отклонило ходатайство «из-за неимения средств по случаю войны».
{phocagallery view=category|categoryid=64|imageid=2565|detail=6|float=left}

В 1905 году городская дума, вследствие поступившего на имя городского головы письма родителей учеников  прогимназии, вынуждена была снова ходатайствовать о преобразовании 6-и классной  прогимназии  в полную гимназию. «Дороговизна воспитания детей в других городах, невозможность определить их в другие гимназии», все это заставляло родителей просить городскую Думу принять меры к удовлетворению просьбы о преобразовании прогимназии в гимназию. Родители готовы были разделить  «часть требуемой суммы между собой в виде увеличения платы за обучение своих детей». Городская Дума вполне разделяла взгляд местных жителей, но, к сожалению, город, ввиду своей задолженности более 120000 рублей, не мог ассигновать какой либо суммы для 7 и 8 классов.
В 1906 году рославльское земское собрание  вновь возбудило ходатайство и просило министра народного просвещения принять при этом полностью расходы на счет казны. Ходатайство рославльского земства перед министром было поддержано лично попечителем прогимназии Николаем Федоровичем Дудинским. На содержание 7 класса требовалось 2810 руб. После увеличения платы за обучение на 5 рублей в распоряжении прогимназии имелось 1100 рублей, полученных с 220 учеников. Было решено в течение одного года обойтись без инспектора и классного наставника, сэкономив на этом 910 руб. А если учебный год начать на месяц позже, то эта сумма снижалась до 1741 руб. 67 коп.  В результате министр народного просвещения разрешил открыть 7 класс на 1 год с начала 1906/07 учебного года на средства прогимназии и на взносы земства и города. Поступило в 7 класс 29 учеников.
Осенью 1907 года был открыт 8 класс прогимназии, а весной 1908 года был первый выпуск гимназистов, причем несколько выпускников было награждено золотыми медалями. Окончило курс и получило аттестаты зрелости 28 гимназистов. Среди них сын старшего помощника начальника станции Риго-Орловской железной дороги Дмитрий Васильевич Моисеев («элефантус», таким было его прозвище в младших классах гимназии), сын судебного исполнителя Лавр Консовский (будущий юрист), Вишневский, отец которого был судьей, Сергей Тимофеевич Коненков. Большинство гимназистов были сыновьями машинистов, слесарей, кузнецов, счетоводов, были и деревенские жители.
Из небольшой деревни Караковичи приехал учиться в гимназию Сергей Коненков. Чувство великой благодарности на всю жизнь сохранил он к учителю русского языка Василию Ильичу Ласкину. «Счастье встречи с таким человеком заглушало все обиды и несправедливости, терпимые в гимназии», — вспоминал Сергей Тимофеевич. «Как много дал нам Василий Ильич в смысле развития понимания красоты и поэзии. Он распахнул перед нами двери в огромный прекрасный мир русской литературы, он открыл для нас образное богатство родного языка».
Гимназия давала юношам общее образование и хорошую подготовку для поступления в университет и другие высшие специальные училища.
Д.В. Моисеев поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1914 году. Потом работал врачом полка на русско-турецком фронте, старшим врачом Орловского советского полка, в Брянском военкомате — начальником медицинских кадров. Оттуда был назначен старшим врачом 1-го рославльского запасного полка 8 стрелковой дивизии и 4-го рославльского запасного полка. Работал в Рославле в 169-м заразном госпитале, заразился сыпным тифом и перенес его. После первой мировой войны работал терапевтом в Гомеле и Орше. С 1938 по 1941 год — в Рославле невропатологом и педиатором в детской консультации и больнице. В 60-е годы Дмитрий Васильевич работал в железнодорожной поликлинике в кожно-венерическом кабинете.
{phocagallery view=category|categoryid=64|imageid=2566|detail=6|float=left}

В гимназии учился сын личного почетного гражданина Дмитрия Ивановича Мухина – Владимир Дмитриевич, окончивший гимназию с золотой медалью. В 1916 году он с отличием окончил Санкт-Петербургский политехнический институт. Работал инженером, а потом начальником паровозно- ремонтного депо рославльских железнодорожных мастерских. В конце 20-х годов он был переведен в Москву на научную работу в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Во время научной деятельности он был автором и соавтором нескольких учебников по ремонту паровозов. Ему было присвоено звание доцента. Судьба его трагична, в 1937 году он был арестован и расстрелян. Внук Владимира Дмитриевича – Сергей Дмитриевич Мухин любезно предоставил фотографии своего деда в годы учебы в рославльской гимназии. На фотографии Владимир рядом со своими друзьями — Всеволодом Дубяго, В.Вишневским и Маковецким.
Но вернёмся к началу 20 века. Вроде бы дело преобразования прогимназии можно считать законченным: функционируют все 8 классов, состоялся первый выпуск гимназистов, содержание вновь открытых классов принято на средства казны. Но после преобразования возникла необходимость в расширении помещений гимназии, и опять казна взяла на себя все расходы. Нужно было сделать кабинет для директора, приемную комнату, квартиры для инспекторов, помощников классных наставников и служителей. Гимназия нуждалась в помещениях для физического кабинета, библиотеки и учебных пособий; гимнастического и рекреационного зала. Необходимо было расширить учительские комнаты, расширить и перенести в другое место раздевалку и туалет. На все это из средств государственного казначейства было выделено 38 948 руб. 93 коп.
В 1912 году к зданию во дворе был пристроен новый 3-х этажный корпус.
В гимназии, по данным 1902 года, училось 239 учеников, из них 75 городских, 47 — из Рославльского уезда и 117 – из других уездов. По сословиям ученики разделялись так: крестьянских детей — 12, городских сословий — 116, дворян — 56, чиновников — 37, духовного звания — 14, иностранных подданных — 4. Содержание каждого обходилось рославльскому земству в 18 рублей 90 коп.
В 1910 году в гимназии училось 189 воспитанников, а ежегодное содержание их обходилось в 13467 руб.

С 1 июля 1915 года в здании гимназии была открыта Рославльская мужская учительская семинария. 1 сентября 1919 года она была преобразована в постоянные педагогические 3-х годичные курсы и с 1 сентября 1921 года – в Рославльский педагогический техникум.
Из годового информационного отчета за 1924/1925 год, представленного заведующим педтехникумом Голицыным, следует, что в техникуме было одно школьное отделение. Подготовку школьных работников  вели 13 преподавателей. Учебные занятия начинались с 15 сентября и заканчивались 15 июня. Они проводились в  кабинетах и лабораториях техникума «в две смены: утром с 8 ½ до 12 часов и вечером с 5 часов». Практику учащиеся 3-го и 4-го курсов проходили в школах города. В техникуме работало 8 кружков, «как социально-политического, так и общеобразовательного характера»: политический, литературный, сельскохозяйственный, естественнонаучный, физический, спортивный, хоровой и мироведения. Мастерских не было, но был класс ручного труда (преподаватель ручного труда Александр Семенович Леонов), где учащиеся изготавливали пособия для кабинетов и переплели около 100 книг для библиотеки техникума, насчитывающей 7155 книг. Заведовал библиотекой Иван Петрович Листвин.
Заведующим педтехникума был Петр Иванович Голицын, сын сельского учителя. С 1902 по 1906 год он работал учителем начальной школы, в 1914 году окончил Московский университет, с 1914 г. работал в Ковровской учительской семинарии, а с 1915 года – в Рославльской учительской семинарии преподавал физику и химию. С 1921 года П.И. Голицын — заведующий педтехникумом и по совместительству заведующий школой II ступени имени III Интернационала.
Заведующий учебной частью педтехникума — Мирон Сергеевич Николаенко, сын рабочего. В 1912 году он окончил Московский учительский институт. С 1912 по 1914 год работал учителем в Калуге и Москве. С 1915 года – в Рославльской учительской семинарии преподавал родной язык и литературу.
Н.В. Миролюбов преподавал географию, А.И .Добронравов – историю и общественную науку. Изобразительное искусство вёл Александр Николаевич Адрианов. Гигиену, анатомию и физиологию человека – врач Михаил Михайлович Смирнов. Немецкий язык — Елена Оттовна Нилендер.
Григорий Николаевич Пржиленцкий преподавал математику и физику.
Роспопов Дмитрий Петрович после реального училища окончил Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства. С 1925 года преподавал в педтехникуме сельское хозяйство, а в школах II ступени — физику, химию и естествознание.
Мария Васильевна Воронина, 1886 г.р. Окончила физико-математический факультет Московских Высших женских курсов. В педтехникуме работала с 1919 года учителем биологии, химии и природоведения.
Зоя Георгиевна Булычева, 1894 г.р., дочь учителя. Член ВКП(б) с 1917 г. Закончила 8 классов Смоленской женской гимназии и факультет общественных наук  МГУ. В техникуме с 1925 года преподавала обществоведение.
Пение преподавал Петр Павлович Лаппо. Он же руководил хоровым кружком, который был организован под его личным руководством. Техникум  для этой цели приобрел музыкальные инструменты: 2 рояля, фисгармонию, контрабас, 10 скрипок и виолончель.
Весной 1925 года педтехникуму была отведена в 4-х верстах от города учебная ферма с садом и усадебной землей площадью около 10 десятин. На ней производились необходимые сезонные работы, был устроен огород. «На деньги, вырученные от урожая сада, была приобретена лошадь с упряжью и телега».
В 1925 году техникум отмечал десятилетний юбилей своей деятельности.  За истекший период «техникум дал значительный кадр работников, преданных советской школе, ведущих большую общественную работу среди крестьянских масс. Педперсонал техникума, участвуя в повышении квалификации учителей, способствовал поднятию общего уровня постановки дела народного образования в Рославльском уезде», —  отмечал в своем приветствии зав. ГУБОНО (смоленский губернский отдел народного образования) Флоренский.
40 учащихся выпуска «признаны достаточно подготовлены к работе в школах 1-й ступени в качестве школьных работников». Окончившие педтехникум распределялись, главным образом, в Смоленскую губернию. В отдельных случаях получали должности в соседних губерниях – Брянской, Гомельской и других. В 1925 году в Рославльский уезд было распределено 20, в Сычевский, Гжатский и Дорогобужский – по 5, 3 – в Ельнинский. Из окончивших двое поступили в вузы.
Из сведений о результатах приема в 1925/1926 году, представленных заведующим педтехникумом, следовало, что из 88 подавших заявления, поступило 39, все после шести- или семилетки, в возрасте от 15 до 18. Двое из них из детдомов, 2 члена РЛКСМ. Среди поступивших 35 великороссов, 3 еврея и 1 поляк.
Всего в техникуме училось 162 человека. Из них: 7,5% — это дети рабочих, 14,2% – служащих, 68,5% – дети крестьян, 3% — мещане.
В 1934 году педтехникум был переименован в педучилище.
За годы войны здание очень пострадало. И только в 1951 году оно было отремонтировано, и в него перевели школу по подготовке руководящих кадров колхозов. Вначале в сельхозшколе проходили шестимесячную переподготовку председатели колхозов, потом обучение стало трехгодичным на базе семи классов. Выпускники сдавали госэкзамены и получали диплом младшего агронома.
29 сентября 1956 года приказом Министерства сельского хозяйства РФ №441 сельхозшкола была реорганизована в Смоленский техникум механизации сельского хозяйства.
4 июля 1962 года его переименовали в Рославльский техникум механизации сельского хозяйства, который в марте 1969 года стал Рославльским совхоз-техникумом, а в апреле 1992 года – Рославльским сельскохозяйственным техникумом, преобразованным спустя полгода в Рославльский сельскохозяйственный колледж. Сейчас это учебное заведение официально называется Смоленским областным государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Рославльский технический колледж»
Здание мужской гимназии с 1974 года является памятником культурного наследия.

Литература:
1.    Бычков Ю. Коненков. Москва, Молодая гвардия, 1985. – с. 25-26.
2.    Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 7. О. 1. Д. 71. Л. 3.
3.    ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 71. Л. 4.
4.    ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 71. Л. 4-4об.
5.    ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 71. Л. 4об.
6.    ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 71. Л. 8.
7.    ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 71. Л. 13.
8.    ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 71. Л. 13об.
9.    Справочная книжка Смоленской губернии на 1878 г. — с. 127.
10.     Справочная книжка Смоленской губернии на 1887 г. — с. 127.
11.     Справочная книжка Смоленской губернии на 1892 г. — с. 133. и Памятная книжка Смоленской губернии на 1910 год. — с. 229.
12.     Справочная книжка Смоленской губернии на 1891 г. — с. 124.
13.     Устав гимназий и прогимназий министерства народного просвещения (1971г.) // Хрестоматия по истории педагогики. Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936 г. http://www.detskiysad.ru/raznlit/istped001.html
14.     Коненков С.Т. Мой век. М., Политиздат, 1971. — с. 51-52.  
15.     Справочная книжка Смоленской губернии на 1896 г. – с. 144.
16.     Бычков Ю. Коненков. Москва, Молодая гвардия, 1985. с. 27.
17.     Справочная книжка Смоленской губернии на 1878 г. — с. 127.
18.     Справочная книжка Смоленской губернии на 1892 г. – с.133.
19.     Справочная книжка Смоленской губернии на 1887 г. – с. 127.
20.     Коненков С.Т. Мой век. М., Политиздат, 1971. — с. 53.
21.     Справочная книжка Смоленской губернии на 1878 г. — с. 127.
22.     Памятная книжка Смоленской губернии на 1908 г. — с. 223.
23.     Справочная книжка Смоленской губернии на 1878 г. — с. 127.
24.     Памятная книжка Смоленской губернии на 1910 г. – с. 229.
25.     Памятная книжка Смоленской губернии на 1915 г. — с. 323.
26.      С.Т.Коненков. Мой век. М., Политиздат, 1971. стр. 56-57.
27.     ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 71. Л. 58.
28.     ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 71. Л. 112-112об.
29.     ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 88. Л. 21.
30.     ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 88. Л. 7, 27.
31.     Журнал рославльского уездного земского собрания. 1894 г. — с. 14.
32.     ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 71. Л. 144-144об.
33.     ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 88. Л. 54.
34.     ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 88. Л. 65.
35.     ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 88. Л. 46-46об.
36.     ГАСО. Ф. 7. О. 1. Д. 88. Л. 51об.
37.     ГАСО. Ф. 1. О. 6. Д. 340. Л. 108об.-109об.
38.     Журнал рославльского уездного земского собрания. 1906. – с. 183-188.
39.     Журнал рославльского уездного земского собрания. 1908. – с. 317.
40.     Фотоальбом Д.В.Моисеева. Из фондов рославльского историко-художественного музея.
41.     Коненков С.Т. Мой век. М., Политиздат, 1971. — с. 56.  
42.     Автобиография Д.В.Моисеева. Предоставлена Старостенковой Г.М.
43.     Журнал рославльского уездного земского собрания. 1909. – с. 23-24.
44.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 4об.
45.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 156.
46.     В.Прохоров. На улице Советской. // Рославльская правда. – 26.02.1967.
47.     ГАСО. Ф.р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 59об.
48.     ГАСО. Ф.р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 59.
49.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 2525. Л. 39.
50.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 3-3об., 4об., 5об.,17.
51.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 98-98об.
52.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 99.
53.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 106.
54.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 105.
55.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 102.
56.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 103.
57.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 101.
58.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 100.
59.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 107.
60.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 107об.
61.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 4об., 5об.
62.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 34.
63.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 6.
64.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 11.
65.     ГАСО. Ф. р-19. О. 1. Д. 3707. Л. 22.
66.     В.Прохоров. На улице Советской. // Рославльская правда. – 26.02.1967.
67.     Алексеев В.К. Как это было… http://www.roslavl.ru/news/2006/september/news_september.htm

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.