Соответствовать реалиям рынка

{phocagallery view=category|categoryid=68|imageid=3303|float=left}

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации В.В. Путина за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность благодарность Президента Российской Федерации объявлена Г.А.ЧЕРНЯКУ – заместителю генерального директора по экономике и финансам открытого акционерного общества «Рославльский вагоноремонтный завод».
Наш корреспондент встретился с Геннадием Александровичем, побеседовав о текущих делах предприятия.

— Вы работаете заместителем генерального директора завода по экономике и финансам. К каким процессам, происходящим на заводе,  имеете  непосредственное отношение?
 — Вообще-то, такая должность подразумевает участие практически во всех процессах, происходящих на предприятии. Непосредственно – формирование годовых и квартальных бюджетов, планов производства, анализ рынка и потребностей покупателей нашей продукции, обеспечение производства заказами, формирование цен на продукцию и услуги, одним словом —    обеспечение стабильной финансово-экономической ситуации на заводе для получения максимально возможного положительного финансового результата. В моем подчинении планово-экономический отдел, отдел организации и оплаты труда, отдел маркетинга. Выстроена определенная вертикаль: отдел маркетинга находит заказ, планово-экономический отдел формирует цену исходя из рыночной ситуации и ожиданий заказчика с одной стороны, с другой – чтобы заказ был рентабелен. Далее заключаем договор, включаем заказ в план производства, отдел организации и оплаты труда рассчитывает трудоемкость, определяет необходимую для  выполнения заказа численность персонала, расценки и т.д.
— В текущем году завод испытывает определенные трудности с производственной деятельностью по независящим от него причинам. Удалось ли справиться с проблемами?
 — Надо сказать, что кризис в вагоностроительной отрасли начался еще в четвертом квартале в 2012 года. Это был отраслевой кризис, продолжающийся и сегодня, вызванный падением объема перевозок на железнодорожном транспорте и избытком подвижного состава на сети железных дорог. Соответственно, резко упал спрос на новые вагоны, а мы, по существу,  последние годы являемся вагоностроительным заводом, а не вагоноремонтным.
Два с половиной года мы достаточно успешно решали возникающие проблемы. Первая проблема, о которой было сказано выше, касалась нового подвижного состава, вторая связана с отменой действовавшего до апреля 2013 года   регламента продления срока службы грузовых вагонов. Собственники прекратили размещать заказы на ремонт подвижного состава на вагоноремонтных предприятиях, так как по временному регламенту продление срока службы разрешалось только на один год. В этой ситуации мы в кратчайший срок расширили линейку выпускаемой продукции, освоив за 1,5 года выпуск пяти новых моделей вагонов: трех моделей вагонов — платформ (универсальных; для перевозки крупнотоннажных контейнеров; для перевозки лесоматериалов, контейнеров), вагонов- цистерн для перевозки растительных масел. Но основным нашим достижением считаю сертификацию и начало серийного производства в 2014 году инновационных полувагонов нового поколения с осевой нагрузкой 25 тс. Инновационные полувагоны мы начали выпускать по лицензионной документации и в партнерстве с Тихвинским вагоностроительным заводом, пройдя жесткий отбор этого самого современного в России вагоностроительного  производства. Достаточно сказать, что в прошлом году выпуск инновационных вагонов производился только Уралвагонзаводом, Тихвинским вагоностроительным и Рославльским вагоноремонтным заводами. По итогам 2014 года мы построили более 2 600 новых вагонов, из которых 1 066 – инновационные. Это позволило¸ несмотря на кризис, занять пятое место среди вагоностроительных заводов России по объему нового вагоностроения и четвертое место в Смоленской области по объему отгруженной потребителям продукции в денежном выражении.  
Начавшийся в конце минувшего года финансовый кризис, рост ключевой ставки Центрального банка привели к тому, что даже тот мизерный спрос, который был на новые вагоны в 2013-2014гг., упал до нуля. Вагоны в основном приобретаются за счет кредитных ресурсов либо по лизинговым схемам. Ну, а лизинг – тот же кредит. Отсутствие у операторских компаний собственных средств (арендная ставка на самый распространенный тип подвижного состава — полувагоны, упала за 2 года в четыре раза), невозможность привлечь кредитные ресурсы из-за высокой процентной ставки в совокупности с продолжающимся падением грузоперевозок в итоге и привели к создавшейся в отрасли ситуации. С этим связана и приостановка нашего сотрудничества с Тихвинским ВСЗ по выпуску инновационных полувагонов. Положение вагоностроителей стало настолько тяжелым, что генеральный директор известнейшего Уралвагонзавода был вынужден просить помощи у Председателя Правительства  России. Ряд вагоностроительных заводов полностью остановили производство.  
— Геннадий Александрович, что предпринимается для выхода из сложнейшей ситуации?
 — Безусловно, руководство и акционеры завода ищут варианты выхода из сложившейся ситуации. Сильной стороной нашего завода всегда была оперативность в переходе с одного вида продукции, услуг на другие, востребованные рынком. Мы всегда старались работать в трех рыночных сегментах: вагоноремонте, вагоностроении и производстве запасных частей. Если на каком-то из них было падение, мы, перегруппировывая силы, уходили на другой.  Так было  в кризисном 1998 году, в 2008-2009 годах. Такую же политику проводим и сейчас. Выше я сказал, что в 2013 году был отменен регламент продления срока службы вагонов и два года ремонт вагонов с истекшим сроком службы не производился. В конце прошлого года был разработан и утвержден новый регламент. Теперь продлить срок службы полувагона можно на 11 лет, но  только после его модернизации. А провести модернизацию может только вагоноремонтное предприятие, прошедшее процедуру сертификации. То есть ремонт вагонов с истекшим сроком службы и его продление приравнивается к выпуску новых вагонов.  Хотим новую модель вагона выпускать – должны его сертифицировать. Хотим модернизировать с продлением срока службы определенную модель полувагона – тоже должны получить сертификат. Это крайне сложный, длительный процесс, мы ведем эту работу в течение полугода, с момента выхода нового регламента.  В июне получены сертификаты, дающие право модернизировать две модели полувагонов. Получили мы их одними из первых в России.  В завершающей стадии находится получение сертификата на модернизацию вагона-хоппера для перевозки зерна. Таким образом, с июля завод возвращается на вагоноремонтный рынок. Заказы на данную работу есть, на сети железных дорог сегодня эксплуатируется более 200000 вагонов, требующих продления срока службы.
Также активно продолжаем работать на рынке запасных частей, в первую очередь колесных пар нового формирования. Мы можем предложить заказчикам конкурентоспособную цену на колесную пару благодаря наличию собственного производства чистовых осей.
Есть определенные наработки и по новому вагоностроению. Наша платформа для перевозки лесоматериалов универсальна, на ней можно возить и контейнеры, и трубы большого диаметра, а перевозчик заинтересован максимально сократить порожний пробег. К примеру, выстроить логистику так, чтобы перевезти лес, а в обратный путь загрузить контейнеры. Надеемся на заключение в июле договора на поставку 400 платформ.  
— Успехов вам!
— Спасибо!  

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.