Остановить мгновение

{phocagallery view=category|categoryid=68|imageid=3313|float=left}

В последние несколько лет на страницах нашей газеты было напечатано несколько десятков ярких, по-настоящему интересных краеведческих материалов. Публикации Светланы Курцаповой, Алексея Иванцова, Елены Гречиной, Галины Кузьминой, Натальи Корнеенко неизменно вызывают не только живые читательские отклики, что понятно и естественно, но и способствуют тому, что интерес к истории родного края не угасает, а, наоборот, растёт. Причём интерес вызывает не только дореволюционное или довоенное прошлое нашего города, но и события, происходившие во второй половине 20 века, люди, жившие в это время и незаслуженно забытые ныне.

Недавно бывший сотрудник «Рославльской правды», фотохудожник Виктор Климов выложил в одной из социальных сетей снимки известного в послевоенные десятилетия рославльского фотографа Сигизмунда Антоновича Дука. И хотя наша газета уже писала о нём 25 лет назад, мы решили ещё раз рассказать читателям об этом замечательном человеке.
В основу этой статьи легла публикация Виктора Климова четвертьвековой давности и фотография Бурцевой горы, подаренная С.А. Дуком автору.

* * *
Застывший миг непрекращающейся жизни способна запечатлеть фотография и сохранить для будущих поколений. Недавно человечество отметило 175 лет со дня открытия этого чуда – светописи. Более полувека с эти чудом был связан Сигизмунд Антонович Дук, мастер, чьи бывшие ученики уже сами подготовили отличных мастеров фотокамеры.
Родился Сигизмунд Антонович в Рославле, в 1918 году, за девять месяцев до Великого Октября, в доме по улице Солдатской впоследствии переименованной в честь Крупской. Крещен был в костеле, ныне до неузнаваемости перестроенном в клуб шпагатной фабрики.
Из справки: «… дана таковая т.Дук С.А. в том, что он работает в Рославльском райсовете Осоавнахима в фотографии № 2 с 1 апреля 1932 года в должности копировщика…»
В шестнадцать лет поступил Сигизмунд к классному мастеру (тогда к плохим не шли) Юлию Александровичу Дрейцеру. Деревянное здание фотографии находилось на том месте, где сейчас напротив школы № 1 построено современное здание конторы райпо.
И в то далекое время люди женились и выходили замуж, умирали и просто хотели сфотографироваться возле своего нового дома. На такие вызовы заказывался для перевозки большой камеры и кассет со стеклами легковой извозчик.
В 1935 году в Рославле три частные фотографии – Дрейцера, Свердлова и Цыгенборда – стали закрываться из-за большого обложения налогами. В это же время создаются различные кооперативные союзы, артели. Сигизмунд Дук был уже способен работать самостоятельно.
Из справки: «… дана настоящая т.Дук С.А. в том, что он работал при фотографии райсовета Осоавнахима с 1 апреля 1932 года по 20 декабря 1935 года когда и был переведен в Промыслокооперативный союз».
На групповой фотографии 1926 года в ряду технических работников Рославльского вагоноремонтного завода под одним из портретов человека с красивыми усами и в галстуке можно прочесть фамилию Дук. Это отец Сигизмунда Антоновича. В год смерти В.И.Ленина он вступил в партию большевиков, а в печально известном 1937 был репрессирован.
В том же 1937 году призывника Дука не взяли в армию, как сына «врага народа». Оставили на «гражданке» до особого распоряжения. И оно не заставило себя долго ждать. На второй день после начала Великой Отечественной войны рядовой Дук был призван в армию.
Закончилась нелегкая (да и у кого она была легкой!) фронтовая судьба старшины Сигизмунда Дука в 46-м в Австрии. На его гимнастерке к тому времени уже красовались орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». В мирное время наградила его Родина орденом Отечественной войны П степени.
После демобилизации вернулся на родные рославльские пепелища. Стал снова работать фотографом в артели коллективного труда. Фотографировались тогда в основном для документов. Карточки делались небольшие, с учетом того, что их можно было пересылать в конверте. Многие после войны с помощью таких фотографий разыскивали своих родных и близких.
В конце 1963 года «в связи с производственной необходимостью» фотографа Дука С.А. направляют для работы на Рославльский завод передвижных электростанций. С этого момента и начинает создаваться фотолетопись автоагрегатного завода, к чему непосредственно причастен высокопрофессиональный мастер Сигизмунд Антонович Дук.
Его фотокамера всегда успевала заснять момент вбивания первого колышка на строительстве первых цехов завода или открытия зон отдыха для заводчан, или вручение наград на торжественных собраниях, или остановить мгновение в кадре трудовых будней.

На снимке С.А. Дука — вид на Бурцевц гору крыши или верхнего этажа здания почты. 50-е — 60-е гг XX века. Фото из личного архива Виктора Климова.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.