Сидорки

{phocagallery view=category|categoryid=69|imageid=3428|float=left}

Легенды и предания — это ожившая в слове память народа о прошлом, духовное завещание потомкам. Внимание к преданиям – это и проявление уважения к предкам, и забота о духовной культуре каждого из нас.
Топонимы нашего края продолжают хранить молчаливую  память о далеком прошлом, раскрывая свои тайны любознательному человеку, неравнодушному к своей истории. Именно о таких малоизвестных страницах и пойдет речь в статье, посвященной возникновению названия деревни Сидорки.

Моя бабушка, Ефросинья Михайловна Иванова, родилась в деревне Сидорки Рославлького уезда в 1905 году в многодетной крестьянской семье. Ее отец, Михаил Георгиевич Ефременков, был родом из этой деревни. Из поколения в поколение в нашей семье передавалось предание, связанное с происхождением названия деревни. В бытность свою студентом пединститута я записал ее воспоминания, а в 1995 году в журнале «Край Смоленский» профессор, доктор филологических наук Яков Романович Кошелев в цикле статей «Легенды и предания Смоленского края» опубликовал мою небольшую статью, позже она вошла в сборник «Народное творчество Смоленщины».
Слушаю магнитофонную запись бабушкиных воспоминаний, а к горлу подступает комок, и на глазах наворачиваются слезы, перехватывает дыхание от набежавших воспоминаний:
— Сидорки — село древнее. Когда-то в нем жил человек по имени Сидор. Был он человеком набожным. На краю деревни, там, где сейчас кладбище, ему явилась икона Одигитрии Смоленской. В память об этом событии Сидор срубил небольшую часовенку. Срубил без единого гвоздя. В часовенке всегда теплилась лампада, ставились свечи. Долгое время в ней хранились топор Сидора, которым он рубил, и полотенце, которым вытирал пот. В память о добром человеке и назвали жители деревню – Сидорки, — заканчивает рассказ моя бабушка.  
Вспоминаю слепые бабушкины глаза, светлые и по-стариковски чистые, чуть увлажненные слезами пережитого. До конца своих глубоких лет бабушка сохраняла ясную память и живой ум. Земной поклон тебе, великая труженица, терпеливый мой человек!
В моей жизни случайных совпадений не бывает. Я давно заметил одну характерную закономерность, что люди,  не случайно встретившиеся на моем пути, дают толчок к дальнейшим поискам и открытиям. Так же произошло и в этот раз.
В 90-ых годах в отделе редкой книги Смоленской областной библиотеки я заказал книгу С.С. Ракочевского «Опыт собрания исторических записок о городе Рославле». Каково было мое удивление, когда я нашел предание о Сидорках. С. Ракочевский выдвигает гипотезу возникновения названия деревни, связанную с бытованием на Смоленщине преданий о богатырях. «Сидоря, рубя лес один раз, не взлюбил почему-то свою «сякиру» и, желая обменить ее, крикнул зычным голосом своему брату Раде, верстах в 45-и от него упражнявшемуся также в рубке леса на месте теперешнего села Радичь, и предложил ему переброситься секирами. Сказано — сделано; но секиры сильно брошенные богатырскими руками, перелетев разделявшее братьев сорокапятиверстное пространство, угодили обоим братьям в головы и обоих уложили на месте». Так на месте вырубленного леса возникли две деревни, названные в память убитых богатырей: Сидорки и Радичи.
Ракочевский отмечает особое почитание богатырей жителями этих мест. В Радичах на кладбище у деревянной церкви находилась могила богатыря, представлявшая «узкую и невысокую грядоподобную насыпь, аршин в девять длиной». Крестьяне деревни Сидорки в деревянной часовне хранили топорище Сидора: «сделано было оно из цельного кленового дерева, от часовенного помоста достигало до груди человека и носило ясные признаки глубокой старины».
В архиве Смоленской области хранится запись текста, судя по топографическим деталям, связанного с названием рославльских деревень Сидорки и Васьково. Приведем текст полностью: «На том месте, где стоит деревня Васьково, жил в старину богатырь. Василием его звали. Сильный был. Бросал камни к богатырю Сидору. Тот жил верстах в пяти к востоку. Там теперь деревня Сидорки. На кладбище при деревне Васьково есть могильный курган, длиною сажени две. В нем, как сказывают, и покоится Василий».
Предание, изложенное в книге С. Ракочевского, как я считаю, раннего происхождения, потому что явно преувеличены «богатырские  способности», вероятно заимствованные из былинного эпоса. С течением времени народная вера в гиперболизированных героев утратила свое первоначальное значение: в несколько раз сократилось расстояние между селениями, на смену языческому имени Рад приходит христианское — Василий.
В работе С. Ракочевского упоминается еще одно предание, связанное с явлением Смоленской иконы Одигитрии, обретенной «близ деревни Сидорок, в лесу, на месте теперешней часовни издавна возобновляемой время от времени». Не могу точно сказать, бытовало ли в народе в конце XIX — начале XX века три предания. А вот вариант, отразивший народное представление о явленных и обретенных иконах, остался в силу особого почитания жителями иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии. Подтверждением тому является отмечаемый до сих пор 10 августа престольный праздник в честь этой иконы.
Я часто бываю на родине предков, и каждый раз, подходя к тому месту, где когда-то стояла часовня, вспоминаю рассказ моей бабушки о человеке, оставшемся в памяти жителей и в названии деревни.
Литература
1. Кошелев Я. Р. Народное творчество Смоленщины. — Смоленское областное книжное издательство «Смядынь»,1997
2. Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению. IХ класс. Том I. Автор-составитель кандидат филологических наук Г.С. Меркин. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ,1994
3. О богатыре Василии. ГАСО, ф.391.
4. Ракочевский С.С. Опыт собрания исторических записок о городе Рославле. (Историческое наследие Смоленщины). — Смоленск, 2010

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.