Дорогая Хесо, Эрасточка

Хеся Локшина в юности— так называла в своих письмах  Фаина Раневская своего близкого друга – нашу землячку. режиссера и сценариста  советского кино Хесю Александровну ЛОКШИНУ.
Cудьба подарила  Хесе Локшиной долгую творческую жизнь, настоящую любовь  и незабываемые встречи. Она родилась в Рославле  17 декабря 1902 года. Кто были ее родители, как прошло ее детство –  мы  не знаем и очень надеемся, что, возможно, кто-то из наших читателей поможет нам это узнать.

Известно, что в 1919-1922 годах Хеся уже в Москве и  учится на экономическом факультете МГУ. В те же 20-е годы  судьба сделала Хесе Локшиной два необыкновенных подарка. Во-первых, в 1929 г. она окончила Высшие театральные мастерские великого режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда и стала актрисой его театра. . А во-вторых, в это же время  Мейерхольд пригласил в свой театр молодого актера Эраста Гарина. «Я спешу на репетицию окрылённый, потому что ожидаю встречи с Гариным», — говорил Всеволод Эмильевич. Там Гарин и увидел Локшину. Он был настолько   очарован ее хрупкой красотой, что чуть ли не сразу сделал ей предложение.
Хеся Локшина  и Эраст ГаринС тех пор и до самой смерти — в течение почти 60-ти лет — они были неразлучны. По воспоминаниям тех, кто был близко с ними знаком, они  составляли удивительную пару. Властная и неулыбчивая, Хеся Александровна была движущей силой в этом дуэте, в то время как Эраст Павлович всё больше «летал в облаках».
В 1929 г.  Хеся Локшина  окончила режиссерский факультет Высших государственных театральных мастерских Наркомпросса РСФСР. И начала работать сначала на киностудии «Ленфильм» ассистентом режиссера, а с 1936 г. – режиссером-постановщиком. В это же время Гарин, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, перешёл от Мейерхольда в Ленинградский театр комедии, где работал актёром и режиссёром и где  поставил  несколько спектаклей. 
Именно там в 1939 г. застало Гарина и Локшину страшное известие об аресте Всеволода Мейерхольда. Театр Всеволода Эмильевича ГосТИМ был закрыт, а сам режиссер сгинул в застенках НКВД (много позже выяснится, что Мейерхольд был расстрелян в феврале 1940 года).  Свой последний вечер он провёл с Гариным и  Хесей Локшиной, обсуждая их  совместный дебют — ленту «Женитьба» (1936)..
Картина, представляющая собой блестящее сочетание фильма и театрального спектакля, была снята в творческой мастерской Сергея Юткевича и вызвала самые разные отклики зрителей и критики —  от восторженных до разгромных. В 1937—1938 годах,   в ходе кампании против «мейерхольдовщины» и  «формализма» негатив фильма был смыт, прокатные копии уничтожались, и в настоящее время не найдена ни одна из них. Поиски в фильмотеках других стран продолжаются  до настоящего времени, но пока успеха не принесли.
Иллюстрация к статье о Гарине и Локшиной в журнале "Советский экран" за 1973 г.Надо отдать должное Гарину – даже после такого удара он не сломался и  нашел в себе силы продолжить начатое. В результате в течение десяти лет творческий тандем Гарин – Локшина явил кинематографу еще несколько произведений: «Доктор Калюжный» (1939), «Принц и нищий» (1942), «Синегория» (1946), «Фонтан» (1955)..
На гонорар, полученный за «Доктора Калюжного», Эраст Гарин и Хеся Локшина купили квартиру в Москве и переехали в столицу. Здесь они поступили на студию Союздетфильм (ныне киностудия имени М. Горького).
В Москве Гарин, во всем поддерживаемый своей верной Хесей,  продолжил работу в кинематографе. Одна из лучших его ролей — Король в фильме «Золушка» (1947). В сказках Е. Шварца он замечательно сыграл ещё двух королей в фильмах «Каин XVIII» (1963) и «Обыкновенное чудо» (1964), где свою первую роль сыграл актер Олег Видов.
Успешно работала  Хеся Локшина и самостоятельно. Она была режиссёром ряда спектаклей в Театре-студии киноактера и Театре Сатиры, а впоследствии стала блестящим мастером дубляжа 23-х фильмов, в том числе таких известных как «Альба Регия», «Гангстеры и филантропы», «Убийство в восточном экспрессе», «Развод по-итальянски» и других, где Хеся Алекесандровна работала с такими звездами советского кино  как Валерий Золотухин, Валентин Гафт, Борис Андреев и многими другими.
Хеся и Борис Чирков слева, 30-е гг.Режиссерский тандем Гарин-Локшина оставил в истории советского кинематографа не только несколько прекрасных киноработ, которые и сегодня с удовольствием смотрят современные зрители. Не могут не вызывать восхищения и их семейные отношения, которыми гордились неоднократно бывавшие в их доме  друзья и знакомые – Фаина Раневская, Борис Чирков, Лев Свердлин, Олег Видов, Борис Андреев. Последний в своей книге «Записки артиста написал так:
«Эраст Гарин и Хеся Локшина – святая пара. Друг без друга они жить не могли. Детей у них не было. Она относилась к нему, как к сыну, к брату, а Эраст ее заботы принимал с важной и гордой безропотностью, как само собой разумеющееся. Она часто болела, лежала в больницах, и в эти дни можно было ощутить, кем была Хеся для Эраста. Он сникал, худел, мрачнел, старел, обрастал бородой, делался мятым, неуютным и даже злюкой с глазами, полными тревоги, печали и растерянности.
Когда он ушел из жизни, Хеся Александровна сгорела очень быстро. Без Эраста Павловича она стала потерянной, вскоре ушла к нему. Такие пары не забываются. Голубки!».
Умерла  Хеся  Александровна Локшина 1 июня 1982 г. в  Москве.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.