По стопам великого учителя

Нина КоненковаИмя скульптора Нины (Дины) Андреевны Коненковой не столь широко известно, как имя ее великого учителя – Сергея Тимофеевича Коненкова. Но рославльчане по праву могут гордиться своей землячкой как  интересным скульптором, обладающим   своим особым мироощущением, восприятием, пониманием прекрасного.
Невольно возникает вопрос: не родственники  ли? Обычно Нина на этот вопрос  отвечала  уклончиво, просила не связывать их имена, а посмотреть ее работы.
И только иногда неохотно признавалась —  знакома, бывала, даже некоторое время жила на правах внучатой племянницы в той самой квартире на Тверском бульваре, где теперь музей-квартира С.Т.Коненкова.

Родилась Нина в селе Даниловичи Смоленской области 22 мая 1930 г. Рисованием и лепкой увлекалась еще в детстве. Позже поступила учиться на  художественно-оформительское  отделение Московского полиграфического института.
Нина Коненкова. "Юность"Рассказывают, что узнав об увлечении своей юной землячки ваянием, Сергей Тимофеевич поначалу отговаривал ее, говорил о трудностях, которые ждут ее на этом пути. Но она не отступала — работала, рисовала, лепила. И нередко  рядом с Коненковым, в той самой мастерской, заряжаясь его неистовой фантазией и вдохновением.
Когда Коненков вместе с архитектором Саввой Бродским (ставшим позднее признанным художником-графиком, иллюстратором многих литературных произведений) обдумывал оформление музыкально-драматического театра в Петрозаводске (надо было выполнить большое количество фигур), то помогать ему в этой работе скульптор пригласил недавних выпускников Строгановского училища. Дине, которая училась тогда в Полиграфическом институте,  Коненков поручил сделать несколько изображений на фронтоне и по углам здания.
Нина Коненкова. Портрет Жолио КюриОдна из самых сильных сторон творчества скульптора Нины Коненковой – портреты.  Эйнштейн, Менделеев, Леонардо, Курчатов, Жолио Кюри, Циолковский, Микеланджело, Бетховен, Маяковский, Блок. Они вырезаны на деревянных плахах, индивидуальны, но общность их в духовной красоте и одержимости таланта. А ее Икар, созданный под впечатлением полетов в космос,— это прежде всего символ разума и воли: в неистовом взлете сильного торса — прорыв в неизведанное.
Основным мотивом ее работ героической темы стало Мужество. А рядом — произведения, звучащие весенней песней. В них Коненкова воплощает порывы чуткого сердца, славит вечную женственность.
Сама  Конёнкова писала о своих работах: «Творить сильные прекрасные изваяния, когда-либо существовавшие на земле и на небе, выразить в них всеобщую истину – вот плата и слава художника».
Несколько лет назад выставка Нины Коненковой проходила в Доме Правительства Московской области, где демонстрировались работы из фондов государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина. «Нина Андреевна Конёнкова — мастер с собственным творческим методом, присущим только ей одной способом обработки дерева, сюжетами. Скульптуры этого автора поистине уникальны и неповторимы, и мы уверены, что никто не останется равнодушным к её творчеству», — так отозвался о творчестве нашей землячки  министр культуры Московской области Антон Губанков.
Увидеть работы Нины Коненковой можно и в  гостевом флигеле усадьбы Голицыных в Больших Вязёмах под Москвой, где теперь находится  ее музей-мастерская. А большую часть своих произведений скульптор завещала смоленской Художественной галерее.
Умерла Нина Андреевна Коненкова в Москве в 2006 г.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.