Впервые в небе Рославля

«Первопроходец» В.М. Голубев30 лет назад на территории  15 микрорайона  состоялись первые в истории города парашютные прыжки.
Восьмидесятые были очень интересные годы. Еще не распался великий Советский Союз, и все атрибуты того незабываемого времени позволяли жить, творить и радоваться сделанному.
Я в то время работал на Рославльском автоагрегатном заводе редактором заводского радио, печатался в заводской многотиражке.

Еще свежа была память о срочной армейской службе в Военно-воздушных силах и парашютных прыжках. Хотелось это испытать вновь. Мне повезло. Там же, на заводе, нашел такого же энтузиаста парашютного спорта Валерия Голубева. Вдвоем создали парашютную группу, просуществовавшую целых восемь лет, пока новые экономические реалии не поставили крест  на наших желаниях и возможностях.
С 1984 года мы с ребятами готовили теорию и матчасть, выезжая на прыжки  в Смоленск. Кое-кому удавалось попасть на  спортивные сборы. Но всегда хотелось привезти прыжки в родной город. Парашютная секция с каждым днем становилась все более популярной, юношей и девушек приходило больше, чем мы могли себе позволить взять. Родители боялись, конечно, но отпускали детей на занятия. Понятно, это не на балкон многоэтажки выйти, а шагнуть за борт самолета.
Смоленское руководство ДОСААФ, как могло, сопротивлялось нашему желанию привезти прыжки в Рославль. Не хотели посылать самолет за сотню километров от базы, а потом назад. Но Михалычу (Голубеву) удалось их уговорить, и 3 марта 1985 года АН-2 коснулся лыжами глубокого снега возле деревни Смородинка.
Две недели стояла ясная и яркая до боли в глазах зимняя солнечная погода, обычное явление тогда. Это сейчас в природе все сломалось и перемешалось.
И вот она стояла ровно до того дня, когда прилетел самолет. Еще утром, когда мы на заводском автобусе приехали на поле, небо стало медленно затягиваться пеленой. Однако отбой прыжкам Смоленск не дал, и первые пять человек, среди которых были «перворазники» (никогда ранее не прыгавшие ребята), сели в «кукурузник».
Я должен был прыгать первым, «распечатать» рославльское небо. Как здорово, когда от тебя, 24-летнего парня, пойдет отсчет всем следующим прыжкам. Зарокотал мотор, и мы по-е-ехали-и-и-и!!!
Через несколько минут вышли на стандартный эшелон — 800 метров. Но, черт побери, вижу в иллюминаторы настоящую пургу. Прямо так, зарядами прет, среди которых нет-нет, да  промелькнет земля. Завыла противная сирена, инструктор отворил дверь, я приготовился к прыжку. За спиной перкалевый 17-килограммовый Д-1-5У, управляемый купол. Мне уже приходилось в армии совершать прыжки в сложных метеоусловиях, это не пугало.
Однако инструктор меня почему-то придерживает и качает головой. Самолет повторяет заход, опять воет сирена, и опять не пускают за борт. Летчик ведет ожесточенные переговоры со Смоленским авиаспортклубом по радиосвязи,  делает третий заход… и резко планирует вниз! Все…
Наличие на борту «перворазников» и подвигло досаафовское начальство перестраховаться и посадить самолет. Отец и мать внизу ждали моего прыжка чуть ли не под валидол, а я застыл буквально в шаге…
Следующего раза пришлось ждать целых три года. 13 августа 1988 года, 30 лет тому назад,  на День физкультурника были запланированы показательные прыжки парашютистов Смоленского авиаспортклуба. Через средства массовой информации На снимке: руководство Смоленского авиаспортклуба, смоленские парашютисты и В.М. Голубев (крайний справа)пригласили рославльчан на площадку между железной дорогой и домом №1 15 микрорайона. К 12 часам там собралось около тысячи человек!
Услышав рокот самолета, вся толпа пришла в движение. А когда «посыпались» парашютисты и раскрыли разноцветные купола, раздались восторженные крики.
Первым коснулся земли на куполе УТ-15 под аплодисменты зрителей  Валерий Михайлович Голубев, руководитель рославльской парашютной группы. Он и стал тем, кем по логике и должен стать — первым в нашем небе. Дети и взрослые (а детей было просто огромное количество) подбегали к спустившимся из поднебесья спортсменам, расспрашивали, брали автографы, помогали собирать амуницию.
Я не прыгал в этот день, зато успел сделать на пленку заводского фотографа Ивана Маслобоева снимки, которые нигде с тех пор не публиковались, и сегодня впервые появляются в газете и на сайте.
В 1989 году, также на День физкультурника, смоленские парашютисты прыгали на стадион вагоноремонтного завода. Часть из них села на железнодорожные пути из-за ошибки выпускающего инструктора. Однако планирующие парашютные оболочковые купола позволили снизить скорость приземления практически до нуля. Никто не пострадал.
До 1991 года наши и смоленские парашютисты продолжали прыгать в Рославле и Десногорске. Мне также удалось это сделать над родным городом, далеко уже не первым. Впрочем, какая разница, главное — сделал!
P.S. В рославльской парашютной группе занимались ныне хорошо известные в городе и за его пределами люди. Это мастер спорта по парашютному спорту, директор магазина «Флинт» Сергей Родин, бывший начальник милиции Сергей Алексеенков, преподаватель физкультуры школы №2 Оксана Чулкова, частный предприниматель Александр Гайдамаков, заместитель прокурора Смоленской области Сергей Краюхин и многие-многие другие, кого я здесь не смог упомянуть.

Уникальные, нигде ранее не публиковавшиеся снимки рославльских парашютистов смотрите в нашей группе ВКонтакте.
Фотографии из личного архива автора.
@Евгений Осипцов, 2018.

 

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.