По следам «кукушки». Страсти улеглись, но осадок остался…

«Кукушка» покидает Рославль. Фото 2016 г.

22 марта исполнилось пять лет событию, которое потрясло практически всех жителей нашего города. Рославль лишился одной из своих главных достопримечательностей – паровоза-памятника Ь-2012.
Когда говорят или пишут об этом паровозе, неизменно употребляют эпитеты «легендарный», «уникальный»… И это не преувеличение. Паровоз Ь-2012 был построен в Коломне в 1897 году для Кавказской железной дороги. После Великой Отечественной войны вплоть до начала 80-х «кукушка» (так называли такие паровозы за характерный гудок) работала в депо Рославль. В 1984 году решением исполкома Рославльского городского Совета народных депутатов «в ознаменование боевых и трудовых подвигов рославльских железнодорожников в Великой Отечественной войне» танк-паровоз был установлен «на вечную стоянку» напротив главного входа в локомотивное депо. Как оказалось, не на вечную…
Рославльчане знать не знали, что ещё в 2012 году наш паровоз Ь-2012 был включён в распоряжение «О сохранении и восстановлении работоспособности паровозного парка ОАО «РЖД» как подлежащий принятию в инвентарный парк и восстановлению до рабочего состояния. То есть участь его была предрешена ещё за четыре года до демонтажа. Наверное, в этом четырёхлетнем молчании и есть главная ошибка тех чиновников «РЖД», которые готовили демонтаж «кукушки». Если бы заранее подготовили общественное мнение, объяснили бы в местных СМИ необходимость реставрации паровоза, не было бы среди рославльчан такого общественного резонанса и резко негативной реакции по отношению к главной железнодорожной компании страны.
22 марта 2016 года любимый горожанами памятник спешно, без всякого предупреждения демонтировали, погрузили на платформу и увезли. Сначала отправка планировалась на день позже, но весть о том, что «кукушку» снимают с постамента, быстро разнеслась по городу, начались звонки в нашу редакцию, обращения ветеранов-железнодорожников в районную администрацию, посыпались гневные и возмущённые комментарии в соцсетях, и, наверное, поэтому работу по демонтажу решили ускорить.

Ь-2012. Фото 2019 г.

В этом же месяце паровоз был отправлен в Смоленск, а оттуда перевезён в депо «Подмосковная». В августе 2017 года силами ООО «Ретросервис» в Санкт-Петербурге танк-паровоз Ь-2012 был полностью восстановлен до рабочего состояния. В сентябре 2017 года отреставрированная «кукушка» предстала во всей красе на динамической экспозиции выставки ЭКСПО 1520.
В пресс-релизе выставки говорилось: «Паровоз был капитально отремонтирован с соблюдением технологий завода-изготовителя и правил окраски 19 века специально к шестому международному салону в Щербинке. Восстановление до рабочего состояния поезда Ь-2012 является выдающимся событием в истории ОАО «РЖД» и ретро-движения. Это – заслуга рославльских ветеранов, сохранивших для нас уникальную машину…»
Сейчас это самый старый действующий паровоз в инвентарном парке ОАО «РЖД». Хранится он в депо «Подмосковная». Ь-2012 стал постоянным участником железнодорожных выставок техники и технологий ЭКСПО 1520, которые проводятся раз в два года в Московском городском округе Щербинка. Дефиле нашей «кукушки» вызывает огромный интерес и восторг зрителей, а голос диктора, сопровождающий проезд паровозов, неизменно с благодарностью упоминает рославльских железнодорожников, сохранивших уникальный экспонат. Очередная выставка ЭКСПО 1520 должна состояться в августе нынешнего года.
«Кукушку» рославльчане не забыли и до сих пор вспоминают, как её снимали с постамента и увозили неизвестно куда. На тот момент ведь никто не знал, что с ней будет дальше. Обидно не то, что паровоз отправили, как потом выяснилось, на реставрацию, а то, как это было сделано: тайно, в спешке, без всяких объяснений…
И до сих пор в соцсетях нет-нет да и появляются беспомощные просьбы вроде «верните нашу «кукушечку». Не стоит витать в облаках. Этот паровоз уже никогда не вернётся в Рославль. Он полностью отреставрирован, находится в рабочем состоянии, надёжно хранится и радует посетителей выставок.
За прошедшие пять лет в Рославле страсти по «кукушке» улеглись. Но неприятный осадок остался.
P.S. Не только «кукушкой» был славен наш город. «Железные кони» из Рославля установлены как памятники в некоторых городах России. Десятки паровозов, среди которых немало уникальных, работавших ранее в Рославле или перевезённых с базы запаса, сейчас украшают экспозиции железнодорожных музеев Москвы и Санкт-Петербурга…
Сергей ДУБОВСКИЙ.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.